«Портреты художников» М. Пруста: от экфрасиса к пастишу
Мария Сергеевна Рыбина
Докладчик
доцент
Башкирский государственный педагогический университет
Башкирский государственный педагогический университет
190
2014-03-13
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются приёмы экфрасиса и пастиша, используемые М. Прустом.
Основное внимание уделяется переходу от эмблематических образов к созданию
подвижной точки зрения, предполагающей множественную интерпретацию текста.
Тезисы
Поводом к созданию
«Портретов художников» послужило знакомство М. Пруста с Р. Аном в 1894
году. Поэтический цикл задумывался в паре с музыкальными пьесами композитора.
Всё предприятие изначально имело характер артистической шутки.
В «Портретах музыкантов» возникает
характерная и для более «позднего» Пруста многослойность
«пародии», когда текст отсылает к различным способам репрезентации объекта в
живописи, поэзии, музыке, театре. Читателю, который становится одновременно
зрителем и слушателем, предлагается каждый раз угадывать новый источник
«цитаты», будь то риторическое упражнение (экфрасис), реминисценции
стихотворения Ш. Бодлера «Маяки», узнаваемые детали картин или стиль
Робера де Монтескью.
«Портреты художников»
состоят из 4-х стихотворений, последовательность расположения которых далеко не
случайна. Простое перечисление имён уже предполагает комбинаторную игру.
Намеченный в заглавиях принцип «квартета» продолжен на композиционном уровне. Обращает
на себя внимание сходство в организации визуальной перспективы,
прослеживающееся во всех 4-х текстах.
Постановка света в
картине становится ключом к пониманию художественной манеры мастера. Это
первое, на что обращает внимание Пруст и что он пытается воспроизвести
словесными средствами. Но его поэтические эскизы передают освещение картин XVII-XVIII веков в «импрессионистической»
технике: предпочтение отдаётся словам с семантикой прерывистого, неясного,
мерцающего свечения, акцентируется процесс восприятия картины, точка зрения
наблюдателя становится подвижной.
Цикл открывается
идиллическим сельским пейзажем, а завершается вариацией на тему «Равнодушного»
и «Путешествия на Киферу» А. Ватто. Впечатление театрального действа
поддерживается на протяжении цикла застывшими позами, жестами, неподвижным
лицом, напоминающим маску. Всё это призвано напомнить о статичной природе
оригинала и сделать изображение подвижным ровно настолько, чтобы возникла
иллюзия «ожившей картины».