Интерсемиотичность в творчестве Дж. Раскина
Элина Владимировна Седых
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
191
2014-03-15
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён
рассмотрению принципа интерсемиотичности в художественном творчестве викторианского
публициста, писателя и художника Джона Раскина. В качестве материала
исследования использованы как литературные произведения Раскина, так и его
картины, рисунки, зарисовки, эскизы. В качестве основополагающих принципов
эстетики Раскина рассматриваются его концепции о творчестве и воображении, природе
и красоте, живописности и синтезе искусств. Проблема интерсемиотичности анализируется здесь не только в литературоведческом контексте, но и в контексте эстетики,
герменевтики, искусствоведения.
Тезисы
Многие
прерафаэлиты одинаково владели и кистью, и словом; творили одновременно в
области литературы и живописи, а их произведения являлись ярким примером
воплощения в жизнь феномена интерсемиотичности – уникального синтеза искусства
слова и искусства изображения.
Джон
Раскин, будучи писателем, художником, публицистом, теоретиком искусств,
придавал особое значение проблеме синтеза искусств, писал о создании
произведений синтетического жанра. Он представлял художника поэтом,
использующим не слова, а линии и краски. Он сближал поэзию с живописью,
замечая, что их суть заключается в использовании цвета и слов, в равновеликих
возможностях в выражении чувств, в соотношении средств выразительности.
Представления о поэзии он переносил на живопись, архитектуру, скульптуру. Он
считал, что у архитектуры и живописи, как и у поэзии, есть свой язык, и нужно
учиться «читать» произведения живописи и архитектуры как книги.
Раскин-художник
рисовал цветы, деревья, птиц, облака, горы, море, готические здания, чтобы не
просто получить от процесса рисования художественное наслаждение, но и глубже
вникнуть в их сущность. Он утверждал, что нельзя по-настоящему познать красоту,
не запечатлев её на холсте. Любовь Раскина к живописи выражена в работах
«Прозерпина», «Элементы рисунка».
Раскин-писатель был
наделён способностью живописать словом, рисовать картины в прозаическом
произведении. Он создал жанр эссе об искусстве, ставший популярным в конце XIX
в. Стиль его эстетических трактатов и статей отличался красочностью метафор,
поэтичностью интонации, богатством лексики, музыкальностью звучания. Он был
живописцем в искусстве слова; мог передать словами все краски природы.
Раскин явился
теоретическим апологетом раннего прерафаэлитизма. Его эстетические идеи
повлияли на готическое возрождение в архитектуре, на движение поздних
прерафаэлитов в живописи и книжной иллюстрации; оказали значительное
воздействие на развитие английской литературы и других видов искусства.