XLIII Международная филологическая научная конференция

Интерсемиотичность в творчестве Дж. Раскина

Элина Владимировна Седых
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

191
2014-03-15
12:30 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён рассмотрению принципа интерсемиотичности в художественном творчестве викторианского публициста, писателя и художника Джона Раскина. В качестве материала исследования использованы как литературные произведения Раскина, так и его картины, рисунки, зарисовки, эскизы. В качестве основополагающих принципов эстетики Раскина рассматриваются его концепции о творчестве и воображении, природе и красоте, живописности и синтезе искусств. Проблема интерсемиотичности анализируется здесь не только в литературоведческом контексте, но и в контексте эстетики, герменевтики, искусствоведения.

Тезисы

Многие прерафаэлиты одинаково владели и кистью, и словом; творили одновременно в области литературы и живописи, а их произведения являлись ярким примером воплощения в жизнь феномена интерсемиотичности – уникального синтеза искусства слова и искусства изображения. Джон Раскин, будучи писателем, художником, публицистом, теоретиком искусств, придавал особое значение проблеме синтеза искусств, писал о создании произведений синтетического жанра. Он представлял художника поэтом, использующим не слова, а линии и краски. Он сближал поэзию с живописью, замечая, что их суть заключается в использовании цвета и слов, в равновеликих возможностях в выражении чувств, в соотношении средств выразительности. Представления о поэзии он переносил на живопись, архитектуру, скульптуру. Он считал, что у архитектуры и живописи, как и у поэзии, есть свой язык, и нужно учиться «читать» произведения живописи и архитектуры как книги. Раскин-художник рисовал цветы, деревья, птиц, облака, горы, море, готические здания, чтобы не просто получить от процесса рисования художественное наслаждение, но и глубже вникнуть в их сущность. Он утверждал, что нельзя по-настоящему познать красоту, не запечатлев её на холсте. Любовь Раскина к живописи выражена в работах «Прозерпина», «Элементы рисунка». Раскин-писатель был наделён способностью живописать словом, рисовать картины в прозаическом произведении. Он создал жанр эссе об искусстве, ставший популярным в конце XIX в. Стиль его эстетических трактатов и статей отличался красочностью метафор, поэтичностью интонации, богатством лексики, музыкальностью звучания. Он был живописцем в искусстве слова; мог передать словами все краски природы. Раскин явился теоретическим апологетом раннего прерафаэлитизма. Его эстетические идеи повлияли на готическое возрождение в архитектуре, на движение поздних прерафаэлитов в живописи и книжной иллюстрации; оказали значительное воздействие на развитие английской литературы и других видов искусства.