Компьютерная технология виртуального моделирования процессов декодирования речевого сигнала. Доказательные физиолого-математические критерии сложности понимания и запоминания учебных текстов
Юрий Геннадьевич Гущин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Московский институт открытого образования
Московский институт открытого образования
2-у
2014-03-13
15:10 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
С позиций психофизиологических подходов рассматриваются
проблема нагрузочности учебных текстов и резервы обучения чтению в начальной
школе.
Тезисы
Приводятся результаты исследований репрезентативных
случайных выборок официальных учебных текстов начальной школы, предназначенных
для проверки техники чтения и полученные с помощью новой версии программы
диагностики нагрузок кода речи. В отличие от предыдущих версий эта программа
учитывает не только нагрузки 1-го и 2-го этапов декодирования (образования
управляющих кодов букв и слов), но и 3-го этапа декодирования – образования
управляющих кодов сегментов текста (предложений). С позиций классических
представлений физиологии, информатики, комбинаторики и математической логики в
интересах оценки сложности понимания и запоминания текста обосновывается
необходимость учета частоты встречаемости в тексте устойчивых синтагм и
логических связок, являющихся маркерами сложности текста. Обосновываются
интегральные числовые сравнимые показатели текста – физиологический индекс и
коэффициент сложности понимания текста. Доказывается, что в настоящее время в
педагогической практике не учитываются возрастные возможности нервной системы
ребенка, необходимые для декодирования речи. Доказывается закономерность, что
по текстам, обнаруживающим более высокие параметры нагрузок декодирования, ученики
3-го и 4-го классов совершают значительно (достоверно) большее количество
ошибок в процессе проверки техники чтения. Также доказывается закономерность,
что по текстам, обнаруживающим более высокие параметры нагрузок декодирования
темп (скорость) чтения у учеников 4-го класса снижается на 36–37%. На основании
полученных данных приводятся результаты анкетирования экспертов (филологов, учителей
русского языка и литературы), заинтересованных в отборе оптимальных для
обучения текстов. Доказывается, что принятые данными специалистами исключительно
субъективные оценки текста являются недостаточными для отбора оптимальных в
обучении текстов. В этой связи обсуждается широко используемый термин
«удобочитаемость».
Исследование проведено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).
Исследование проведено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).