Граффити в системе социальных коммуникаций современного города
Надежда Сергеевна Паршанина
Докладчик
студент 3 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
213
2014-03-14
17:55 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Граффити рассматриваются как элемент системы
социальных коммуникаций современного мегаполиса. Показано, что текстосодержащие
и невербальные граффити базируются на единых коммуникативных принципах.
Выявлены черты, роднящие их с другими формами урбанистической социальной
коммуникации (в частности, с флешмобом). Таким образом, изучение граффити только
в качестве одного из жанров городского
фольклора представляется малопродуктивным. Необходим междисциплинарный подход,
на стыке теории коммуникации, социологии и фольклористики.
Тезисы
Прогрессирующая урбанизация создала во второй
половине прошлого века условия для возникновения новых – специфически городских
– форм социальной коммуникации. К их числу относятся граффити, традиционно
включаемые в систему жанров городского фольклора благодаря присутствию в
подавляющем их большинстве вербального компонента. Впрочем, акцентирование
внимания на их текстуальной составляющей, характерное для современной
фольклористики, на наш взгляд, скорее препятствует их комплексному
междисциплинарному изучению и обусловлено не столько природой самого явления,
сколько устоявшимися методологическими установками. Как текстосодержащие, так и
полностью невербальные граффити подчиняются единым принципам коммуникативной
организации: рисунок становится полноценным высказыванием вне зависимости от
наличия/отсутствия в нём словесной составляющей. Большой интерес представляет изучение
граффити в связи с родственными им урбанистическими формами социальной
коммуникации, в частности, флешмобами, с которыми их роднит «мгновенность»,
анормативность (высказывание активно «оспаривает» собственный контекст, всегда осуществляется
вопреки ему), бессубъектность (автор высказывания имплицитен, растворен в
толпе; адресантом словно бы становится сам мегаполис), присутствие мягкой формы
социального протеста (отчетливый, но неразрушительный сбой в системе социальных
коммуникаций, утверждающий творческую и поведенческую свободу в противовес
стереотипным и оттого содержательно опустошенным моделям социального
взаимодействия) и т.д. Граффити
необходимо изучать не только как направленный вовне коммуникативный импульс, но
и как систему коммуникаций между участниками сообщества. К примеру, с точки
зрения райтера (граффитиста-художника) общение может выстраиваться как монолог,
конфликтный («перекрывание» рисунков других авторов своими) или конструктивный
диалог (рисование в специальных местах («hall of fame»), где можно оставлять
свои надписи поверх чужих) и т.д.