XLIII Международная филологическая научная конференция

«Клаустрофобные» пространства в прозе В. Я. Брюсова

Анна Владимировна Гостева
Докладчик
аспирант
Воронежский государственный университет

188
2014-03-11
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается феномен «клаустрофобного» восприятия и соответствующие ему способы обозначения пространства в прозе В. Я. Брюсова. Это восприятие подразумевает ряд характерных реакций и ощущений: дискомфорт, волнение, ужас, паника, потеря ориентации в пространстве и контроля над собой. Истоками такого конструирования пространства являются сложившиеся в романтической литературе модели репрезентации замкнутых пространств, а также эстетические, психологические и философские предпосылки, актуальные для символизма.

Тезисы

Работа представляет собой анализ репрезентации пространства в прозе В. Я. Брюсова (на материале романа «Огненный ангел» (1908) и малой прозы). Под «клаустрофобией» в данном случае понимается способ пространственной самоидентификации субъекта, при которой конкретно-предметные, онтологические, экзистенциальные и ментальные реалии провоцируют ряд специфических ощущений (дискомфорт, волнение, ужас, паника).
Наше внимание сосредоточилось на объективно замкнутых и «страшных» пространствах; прежде всего, это широко представленные в произведениях Брюсова тюремные локусы, а также иные, перцептивно коррелирующие с ними (дом, двор, келья и т.д.).
В прозе Брюсова актуализирован продуктивный узнический дискурс русской литературы в русле барочной, готической и романтической традиций, что проявляется, в частности, в противопоставлении бытия узника и «прекрасной натуры», в критичности переживания времени, в «готических» мотивах, в демонизации тюремных реалий и т.д.; данные аспекты нашли отражение в прозе писателя. Романтическая литература акцентировала факт, что пребывание в тюрьме (независимо от его объективной причины) влечет неизбежные и необратимые изменения в сознании узника. Этот аспект был своеобразно трансформирован Брюсовым: замкнутое пространство лишь поначалу мыслится частью реальности, а впоследствии оказывается для субъекта инобытием, существующим по своим собственным законам («В подземной тюрьме», 1903; «Под Старым мостом», 1903). Кроме того, действие этого принципа не ограничивается у писателя «тюремными» локусами, но реализуется в любом относительно «герметичном» месте пребывания субъекта; замкнутое пространство закономерно организует иные измерения текста – нарративные и темпоральные.
Отметим, что помимо литературных истоков «клаустрофобного» конструирования пространства у В. Я. Брюсова, в работе анализируются эстетические, психологические и философские предпосылки этого явления.