XLIII Международная филологическая научная конференция

Эстетические представления в языковой картине мира Древней Руси

Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет

195
2014-03-14
19:00 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

Целью доклада является обзор репертуара оригинальных древнерусских памятников XI–XII вв., содержащих эстетические представления в виде описаний единичных предметов и явлений действительности, то есть определяющих «Что прекрасно?» (вопрос, поставленный еще в Древней Греции Сократом и Платоном

Тезисы

Самое раннее выражение в древнерусском тексте собственно эстетических представлений фиксируется в памятнике XI в. – «Слове о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона. Значительный интерес с точки зрения эстетической проблематики представляет древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет», (кон. XI – нач. XII в.). Созданное неизвестным автором оригинальное житие середины XI в. – «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба» –  содержит одно из самых развернутых описаний внешности в древнерусской книжности, выделенное в основной редакции в отдельную статью «О Борисh, какъ бh възъръм. В древнейшем памятнике паломнической литературы Древней Руси –  «Житье и хожденье Данила, Русьскыя земли игумена» начала XII в. – представлено конкретное и красочное с эстетической точки зрения описание природы Палестины.  В выдающемся памятнике красноречия второй половины XII в. – «Слове в новую неделю по пасцh – о Фомине испытании ребр Господень» Кирилла Туровского – содержится развернутое символическое описание весны, которое является разработкой традиционного для древнерусской литературы топоса «Природа славит своего творца». Как отмечает Д.С. Лихачев, в «Молении Даниила Заточника» изображение внешности человека превращается в своеобразную идеограмму, по которой ланиты князя – сосуд с ароматом, гортань – крин (сосуд, горшок), вид подобен ливану избранному (князь сравнивается с благовонием), очи – источник живой воды, чрево – стог пшеницы, выя подобна шее коня, украшенного ожерельем и под. В заключение необходимо отметить, что дальнейшее изучение «эстетического» репертуара средневековья позволит наглядно представить не только процесс формирования обобщенных эстетических понятий (идеала прекрасного) и эстетики как науки, отвечающей на второй («парный») философский вопрос Сократа и Платона «Что такое прекрасное?», но и, кроме того, – общий процесс становления русской книжности, отражающей картину мира человека Древней Руси. .