Эстетические представления в языковой картине мира Древней Руси
Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет
Владимирский государственный университет
195
2014-03-14
19:00 -
19:20
Ключевые слова, аннотация
Целью доклада является обзор репертуара оригинальных древнерусских памятников XI–XII
вв., содержащих эстетические представления в виде описаний единичных предметов
и явлений действительности, то есть определяющих «Что прекрасно?»
(вопрос, поставленный еще в Древней Греции Сократом и Платоном
Тезисы
Самое раннее выражение в древнерусском тексте
собственно эстетических представлений фиксируется в памятнике XI в. – «Слове о Законе и Благодати»
митрополита Киевского Илариона.
Значительный интерес с точки зрения
эстетической проблематики представляет древнейшая русская летопись – «Повесть
временных лет», (кон. XI – нач. XII в.).
Созданное неизвестным автором оригинальное житие середины XI в. – «Сказание и страсть и похвала святую
мученику Бориса и Глеба» – содержит
одно из самых развернутых описаний внешности в древнерусской книжности,
выделенное в основной редакции в отдельную статью «О Борисh, какъ бh
възъръм.
В древнейшем памятнике паломнической
литературы Древней Руси – «Житье и
хожденье Данила, Русьскыя земли игумена» начала XII в. – представлено конкретное и красочное с
эстетической точки зрения описание природы Палестины.
В
выдающемся памятнике красноречия второй половины XII в. – «Слове в новую неделю по пасцh – о Фомине испытании ребр Господень»
Кирилла Туровского – содержится развернутое символическое описание весны,
которое является разработкой традиционного для древнерусской литературы топоса «Природа
славит своего творца».
Как отмечает Д.С. Лихачев, в
«Молении Даниила Заточника» изображение внешности человека превращается
в своеобразную идеограмму, по которой ланиты князя – сосуд с ароматом, гортань
– крин (сосуд, горшок), вид подобен ливану избранному (князь сравнивается с
благовонием), очи – источник живой воды, чрево – стог пшеницы, выя подобна шее
коня, украшенного ожерельем и под.
В заключение
необходимо отметить, что дальнейшее изучение «эстетического» репертуара
средневековья позволит наглядно представить не только процесс формирования
обобщенных эстетических понятий (идеала прекрасного) и эстетики как науки,
отвечающей на второй («парный») философский вопрос Сократа и Платона «Что
такое прекрасное?», но и, кроме того, – общий процесс становления русской
книжности, отражающей картину мира человека Древней Руси.
.