Обучение иностранному языку для профессионально-ориентированных целей
Алексей Анатольевич Мясников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-14
17:15 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе дается характеристика
обучения иностранному языку для профессионально-ориентированных целей.
Рассматривается связь коммуникативного обучения и личностно-деятельностного
подхода. Показывается необходимость осуществления обучения как педагогического
общения. Определяется роль авторских учебных курсов иностранного языка для
профессионально-ориентированных целей. Формулируется порядок отбора и
организации единиц учебно-речевого материала. Приводятся примеры языковых, условно-речевых и коммуникативных упражнений,
используемых на занятиях для тренировки учебного материала.
Тезисы
Предметом иностранного языка для профессионально-ориентированных целей является
формализованное языковое содержание соответствующей научной, научно-технической
и профессиональной деятельности.
Актуальность обучения иностранному языку для профессионально-ориентированных
целей определяется необходимостью использования этого языка в профессиональной
деятельности и овладением в связи с этим навыками общения на профессиональные
темы, а также навыками чтения, реферирования и перевода специальной литературы. В
условиях коммуникативного подхода обучение языку специальности осуществляется
на базе такого учебно-речевого материала, который отбирается и организуется на
основе моделей реальных ситуаций языкового общения. В центре обучения иностранному языку
для профессионально-ориентированных целей находится личность обучаемого, в
интересах развития которой осуществляется образовательный процесс.
Методические
решения (организация учебного материала, способы, приемы, упражнения) принимаются с учетом, мотивов, потребностей,
способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических
особенностей обучаемых. Обучение
осуществляется в форме педагогического общения, направленного на психологическую
оптимизацию учебной деятельности как между педагогом и учащимися, так и между
учащимися.
С
нашей точки зрения, единицами отбора и организации учебно-речевого материала
являются профессионально-ориентированные тексты, отражающие ситуации – часть
действительности, отражаемой в языке.
Основным
источником учебного материала являются профессионально-ориентированные учебники
и учебные пособия по иностранному языку специальности, содержащие тематические
тексты, словари терминологических соответствий, необходимых для понимания учебно-речевого
материала, а также языковые,
условно-речевые и коммуникативные упражнения, которые являются средством
активизации, закрепления и контроля учебного материала.