XLIII Международная филологическая научная конференция

Обучение иностранному языку для профессионально-ориентированных целей

Алексей Анатольевич Мясников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-14
17:15 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе дается характеристика обучения иностранному языку для профессионально-ориентированных целей. Рассматривается связь коммуникативного обучения и личностно-деятельностного подхода. Показывается необходимость осуществления обучения как педагогического общения. Определяется роль авторских учебных курсов иностранного языка для профессионально-ориентированных целей. Формулируется порядок отбора и организации единиц учебно-речевого материала. Приводятся примеры языковых, условно-речевых и коммуникативных упражнений, используемых на занятиях для тренировки учебного материала.



Тезисы

Предметом иностранного языка для профессионально-ориентированных целей является формализованное языковое содержание соответствующей научной, научно-технической и профессиональной деятельности. Актуальность обучения иностранному языку для профессионально-ориентированных целей определяется необходимостью использования этого языка в профессиональной деятельности и овладением в связи с этим навыками общения на профессиональные темы, а также навыками чтения, реферирования и перевода специальной литературы. В условиях коммуникативного подхода обучение языку специальности осуществляется на базе такого учебно-речевого материала, который отбирается и организуется на основе моделей реальных ситуаций языкового общения. В центре обучения иностранному языку для профессионально-ориентированных целей находится личность обучаемого, в интересах развития которой осуществляется образовательный процесс. Методические решения (организация учебного материала, способы, приемы, упражнения) принимаются с учетом, мотивов, потребностей, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей обучаемых. Обучение осуществляется в форме педагогического общения, направленного на психологическую оптимизацию учебной деятельности как между педагогом и учащимися, так и между учащимися. С нашей точки зрения, единицами отбора и организации учебно-речевого материала являются профессионально-ориентированные тексты, отражающие ситуации – часть действительности, отражаемой в языке. Основным источником учебного материала являются профессионально-ориентированные учебники и учебные пособия по иностранному языку специальности, содержащие тематические тексты, словари терминологических соответствий, необходимых для понимания учебно-речевого материала, а также  языковые, условно-речевые и коммуникативные упражнения, которые являются средством активизации, закрепления и контроля учебного материала.