Дейктические варианты личных и лично-притяжательных местоимений в речи ребенка
Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
191
2014-03-13
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Набор дейктических вариантов личных и лично-притяжательных
местоимений, а также лексико-релятивных вариантов притяжательных местоимений в
языковой системе ребенка невелик. На ранних этапах развития речи ребенок
использует лишь те варианты, которые тесно связаны с зоной «я»; чем дальше от
этой зоны отстоит вариант, тем позже он появляется. Таким образом, основной
вектор развития поля персональности в индивидуальной языковой системе – от
первого лица через второе к третьему, при том что конкретные лексемы («мой»,
«он» и т.д.) и граммемы могут появляться в разном порядке.
Тезисы
Спектр дейктических вариантов местоимений, связанных с
областью персонального дейксиса (личных и лично-притяжательных), сравнительно
невелик. Здесь мы не останавливаемся на случаях а) ошибочного употребления
(ребенок говорит «ты» о себе и т.д.) и б) нереференциального употребления
(«мы», «ты» в обобщенном значении).
Если не учитывать местоимения 3 лица, которые сближаются с
указательными, то референциальные
варианты существуют лишь у местоимений «мы» (инклюзивное и эксклюзивное «мы») и
«вы» («вы» как «адресаты» и «вы» как «адресат и третий участник»). Известно,
что у ребенка эксклюзивное «мы» возникает позже инклюзивного. Местоимение «вы»,
согласно нашему материалу, развивается по подобной схеме: первым появляется
«вы-адресаты», затем – «адресаты и они».
Притяжательные местоимения, кроме соответствующих
дейктических разновидностей, имеют варианты, отражающие отношения между
объектом и посессором («лексико-релятивные варианты»). Здесь первыми возникают
варианты «посессор + собственность» и «посессор + родство/ совместная
деятельность»: «моя машина», «мой стол», «мой друг»; затем (около 3 лет) –
«целое + часть»: «моя голова». Другие, более абстрактные и семантически сложные
варианты, не зафиксированы в нашем материале до 4 лет.
Таким образом, основные варианты личных и притяжательных
местоимений в речи маленького ребенка связаны с зоной «я». Чем дальше единица
(или ее значение) отстоит от «я»-центра, тем позже она появляется в речи
ребенка и тем реже используется. Инклюзивность-эксклюзивность в «мы» и «вы» осваивается
от первого лица к третьему:
после референции только к себе и собеседнику наступает этап, когда появляется
референция к третьему участнику. При этом самостоятельное «он» начинает
употребляться относительно рано, позже «я» и инклюзивного «мы», но раньше «вы»;
возраст появления «он» относительно «ты» и эксклюзивного «мы» варьирует. Первые
в речи ребенка варианты притяжательных местоимений также тесно связаны с зоной
персонального.