XLIII Международная филологическая научная конференция

Дейктические варианты личных и лично-притяжательных местоимений в речи ребенка

Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

191
2014-03-13
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Набор дейктических вариантов личных и лично-притяжательных местоимений, а также лексико-релятивных вариантов притяжательных местоимений в языковой системе ребенка невелик. На ранних этапах развития речи ребенок использует лишь те варианты, которые тесно связаны с зоной «я»; чем дальше от этой зоны отстоит вариант, тем позже он появляется. Таким образом, основной вектор развития поля персональности в индивидуальной языковой системе – от первого лица через второе к третьему, при том что конкретные лексемы («мой», «он» и т.д.) и граммемы могут появляться в разном порядке.

Тезисы

Спектр дейктических вариантов местоимений, связанных с областью персонального дейксиса (личных и лично-притяжательных), сравнительно невелик. Здесь мы не останавливаемся на случаях а) ошибочного употребления (ребенок говорит «ты» о себе и т.д.) и б) нереференциального употребления («мы», «ты» в обобщенном значении). Если не учитывать местоимения 3 лица, которые сближаются с указательными, то референциальные варианты существуют лишь у местоимений «мы» (инклюзивное и эксклюзивное «мы») и «вы» («вы» как «адресаты» и «вы» как «адресат и третий участник»). Известно, что у ребенка эксклюзивное «мы» возникает позже инклюзивного. Местоимение «вы», согласно нашему материалу, развивается по подобной схеме: первым появляется «вы-адресаты», затем – «адресаты и они». Притяжательные местоимения, кроме соответствующих дейктических разновидностей, имеют варианты, отражающие отношения между объектом и посессором («лексико-релятивные варианты»). Здесь первыми возникают варианты «посессор + собственность» и «посессор + родство/ совместная деятельность»: «моя машина», «мой стол», «мой друг»; затем (около 3 лет) – «целое + часть»: «моя голова». Другие, более абстрактные и семантически сложные варианты, не зафиксированы в нашем материале до 4 лет. Таким образом, основные варианты личных и притяжательных местоимений в речи маленького ребенка связаны с зоной «я». Чем дальше единица (или ее значение) отстоит от «я»-центра, тем позже она появляется в речи ребенка и тем реже используется. Инклюзивность-эксклюзивность в «мы» и «вы» осваивается от первого лица к третьему: после референции только к себе и собеседнику наступает этап, когда появляется референция к третьему участнику. При этом самостоятельное «он» начинает употребляться относительно рано, позже «я» и инклюзивного «мы», но раньше «вы»; возраст появления «он» относительно «ты» и эксклюзивного «мы» варьирует. Первые в речи ребенка варианты притяжательных местоимений также тесно связаны с зоной персонального.