Невротическое начало в лирике Лермонтова / Neurotic principle in Lermontov's lyrics
Николай Александрович Карпов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн 188
2023-03-17
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Лермонтов; лирика; невротический;
эмоции; психоанализ; психоментальный подход.
Lermontov; lyrics; neurotic; emotions;
psychoanalysis; psycho-mental approach.
В докладе, с опорой на
психоаналитическую теорию и психоментальный подход, выявляется
присутствие невротического начала в лирике М. Ю. Лермонтова.
Based on the psychoanalytic theory and
psycho-mental approach, the report reveals the presence of a neurotic principle
in the lyrics of M. Yu. Lermontov.
Тезисы
М. Ю. Лермонтов фактически открыл
в русской поэзии традицию автопсихологической, предельной индивидуализированной
лирики, отличающейся повышенной экспрессией и эмоциональностью. Однако подобная
экспрессивность лирического текста часто может свидетельствовать о присутствии
в нем эмоций невротического характера. Одним из характерных примеров проявления
невротического начала в поэзии
Лермонтова можно считать знаменитое стихотворение «Смерть поэта» (1837), в
рамках которого лирический субъект искажает логические связи, демонстрирует
психологический механизм проекции, пребывает во власти невротического гнева.
Лирика Лермонтова демонстрирует и
образцы вербализации депрессивного состояния. Стихотворение «И скучно, и
грустно» (1840) порой трактуется как проявление строгой рассудочности лирического
«я», однако и здесь субъект находится во власти невротических эмоций. На
концептуальном уровне текст представляет собой своеобразную вербализацию фигуры
противоречия (лежащую, в свою очередь, в основе романтического миропонимания
как такового), отсылая к механизму ментально-речевого поведения «да – но»,
выявленному Э. Берном.
При этом необходимо учитывать,
что становление поэтической манеры Лермонтова происходило путем освоения
традиционных для поэтики романтизма речевых формул, обращения к «готовому»
слову. Таким образом, лермонтовский дискурс фиксирует некий разлад между планом
выражения, ориентированным на традиционные лексико-стилистические модели, и
планом содержания, актуализирующим предельную субъективность авторского
высказывания. Попытка автора вместить повышенно эмоциональное начало в рамки
готовых формул как раз и может родить ощущение речевого шаблона или ошибки, не
раз возникавшее у критиков и исследователей творчества поэта. А значит,
многочисленные алогизмы и стилистические диссонансы в лермонтовской речи можно
(и нужно) трактовать не только под психологическим (как репрезентацию
невротического начала), но и под сугубо эстетическим углом зрения.