LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Философские основания «космизма» П. Клоделя

Мария Александровна Кобринец
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

190
2023-03-17
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Аннотация: Поль Клодель как знаковая фигура французской культуры последних столетий для российского читателя остается автором скорее малоизвестным. В России его наследие освещается  в основном филологами и историками литературы, а его теоретические работы нередко удостоены лишь краткого рассмотрения. Обращение к философским воззрениям автора существенно для понимания многих особенностей его литературного творчества. В рамках доклада предполагается показать, как истоки художественного метода Клоделя, его знаменитого «космизма» получают свое обоснование в работе «Поэтическое искусство» (1907), чье упоминание затруднительно найти в русскоязычных исследованиях.
Ключевые слова: космизм; Клодель; поэзия

Тезисы

В течение своей жизни Поль Клодель успел испытать влияние различных философских идей и теорий. Например, известен его глубокий интерес к текстам Фомы Аквинского, символизму и философии даосизма после преодоления «материалистической каторги», то есть увлечения работами И. Тэна и Э. Ренана. В своих эссе и мемуарах Клодель нередко демонстрирует искреннюю взволнованность и стремление переосмыслить те или иные положения  относительно устройства мира, человеческого долга, природы искусства и т.д. Вопросы, традиционно относящиеся к ведомству философии, занимали Клоделя и его собственные ответы на них стоит искать как в его художественных, так и теоретических текстах. В этом смысле особенно интересна работа «Поэтическое искусство» (1907), в которой он обсуждает целый ряд фундаментальных проблем: модель Вселенной, материя и дух, способы познания и т.д. После беглого знакомства с ее содержанием название может смутить читателя. В отличии от одноименных текстов французской традиции, — Н. Буало и П. Верлена — на первый взгляд, у Клоделя речь идет вовсе не о поэзии, а об отвлеченных вопросах мироздания. Ситуация проясняется, когда мы понимаем, что автор исследует мир как художественное творение, в котором поэт  одна из составляющих его частей. На страницах этой книги мы встречаем разъяснение и обоснование важнейшей теоретической интуиции, пронизывающей все творчество Клоделя: мир представляет собой единое стройное произведение, в котором видимое и невидимое связано посредством аналогии. При этом мир не гомогенен, Клодель не отрицает его разнообразие, но отвергает абсолютную автономность его частей. Представление о Вселенной как о едином творении, чей смысл человеку предстоит разгадать, мы встречаем и в поэзии, и в драматургии Клоделя: сборник «Познание Востока» полон поэтических аналогий и сравнений, в одной из важнейших пьес «Извещение Марии» мы встречаем идею о скрытой гармонии мира и т.д. Способом существования в таком мире становится то, что Клодель в «Поэтическом искусстве» назвал специфическим термином co-naissanceодновременно переводимым как «познание» и «совместное рождение», «сосуществование». Это понятие объединяет в себе бытие и познание, где последнее становится активной творческой силой.