Концептуальность имени собственного Кавказ и интегративный подход в его исследовании
Саида Казбековна Сапиева
Докладчик
доцент
Адыгейский государственный университет
Адыгейский государственный университет
243 Кинозал
2023-03-18
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Аннотация. В работе исследуется концепт Кавказ в рамках интегративного подхода, теоретически обосновывается понятие «ономастический концепт» и анализируется специфика его семантико-когнитивного содержания, реализуемого в различных типах дискурса.Применяется совокупность методов и приемов
анализа концепта Кавказ, направленных на определение его лингвоментального домена, формирующего лингвокультурную значимость исследуемого концепта в российском сообществе. Эффективность изучения такого сложного объекта заключается в его интегративном исследовании с использованием различных подходов, среди которых лингвокогнитивный, лингвокультурологический, триангуляционный и мультимодальный подходы, считаются наиболее важными. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в уточнении и расширении понятийного содержания ономастического концепта и в возможности применения полученных результатов в преподавании курсов ономастики, когнитивной лингвистики, теории и интерпретации текста.
Тезисы
В
современной науке интердисциплинарный термин «концепт» получил достаточно
широкое распространение и знаменовал появление нового
концептуально-культурологического направления в современном языкознании. В
результате анализа множества теоретических разработок о понятии концепт в
современной лингвистике с учетом его
общепризнанной ментальной природы и языковой реализации под концептом нами
понимается вербально-деривационное культурно-ментальное
образование, содержанием которого
выступает совокупность тех имеющихся
в языке смыслов, которые связаны тематически и деривационно с
определенной лексемой, являющейся именем
концепта.
Среди
разного типа концептов особое место занимают ономастические концепты, семантика
которых или общий смысл дает представление о явлениях действительности и
отражает знания через определенные модели их репрезентации в дискурсе. «Концепты сводят разнообразие
наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну
рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными
элементами концептуальной системы, способствуя обработке субъективного опыта
путем подведения информации под определенные, выработанные обществом категории
и классы» [Актуальные проблемы современной лингвистики 2009: 236]. Содержание концепта имени собственного обусловлено той семантико-когнитивной сферой,
в которую он погружен. Это область учеными именуется «доменом» и именно она определяет
структуру концепта в его различных связях, а также формирует лингвокультурную значимость
исходного имени концепта, которую он занимает в сознании представителей того
или иного этноса.
Ономастический концепт Кавказ как
когнитивно-концептуальное пространство представляет собой единицу знания о пространственных, этно- и
социокультурных характеристиках, определяющих его роль в российской культуре, в
формировании различных картин мира. Исследование концепта Кавказ в научной, наивной и
индивидуально-авторской картинах мира, позволяет говорить о когнитивной матрице,
в которой функционирует данный концепт. Когнитивная матрица подразумевает под
собой формат, обозначение многоаспектного знания как «системы взаимосвязанных
когнитивных контекстов, которые носят опциональный характер и не предполагают
их обязательно одновременное иерархическое ассоциирование с тем или иным словом
и концептом» [цит. по Дубровская 2017].
Изучение имен собственных
с когнитивных позиций дает возможность расширить поле исследования с
использованием комплексной методики анализа. Наш подход в исследовании ономастического концепта основан на представлении
о том, что язык является, с одной стороны, средством познания действительности,
с другой, средством ее обозначения, представляя таким образом промежуточное
звено между сознанием языковой личности либо языкового коллектива и окружающим
миром. Но данное утверждение не может быть исчерпывающим в исследовании ономастического
концепта, если не учитывать тот факт, что не все перцептивные свойства можно
выразить посредством языка. Из этого следует, что помимо «языковой привязки» в
содержание ономастического концепта входят и ментальные репрезентации в виде
образов, представлений, картинок, схем. Однако самые важные репрезентации концепта, безусловно, имеют фиксацию в языке, реализуя лингвокогнитивный каркас концептуального материала, который находит свое
выражение в лексических единицах.
Таким образом, эффективность изучения такого сложного объекта, как ономастический
концепт, заключается в его интегративном исследовании с использованием различных
подходов, среди которых лингвокогнитивный, лингвокультурологический и
триангуляционный подходы, на наш взгляд, занимают первостепенное значение.
Для полноты исследования и большей достоверности необходимо использовать такие
методы, как: дистрибутивный метод, исторический метод, когнитивно-дискурсивный
анализ, контекстуальный анализ, концептуальный анализ, статистическая обработка
материала. Новаторским является исследование концепта в рамках мультимодального аспекта. Исходя из этого можно говорить о том, что концепт Кавказ
реализует себя в научной, наивной, индивидуально-авторской картинах мира, и,
функционируя в том или ином дискурсе, обретает свои специфические особенности. Он имеет языковую реализацию, отраженную в лексикографических и энциклопедических источниках, благодаря которым может быть выявлено его ядерно-понятийное содержание и научный вариант концепта. Исследуемый концепт является лингвокультурным, так как он представляет определенную значимость для носителей русского/российского сообщества и, вслед за сторонниками лингвокультурологического подхода, в его сложной структуре мы выделяем три компонента: понятийный, образный, ценностный.Исходя из вышесказанного, материалом исследования концепта Кавказ в рамках интегративного подхода явились: словарные статьи из различных лексикографических источников, художественные тексты, песенные тексты, результаты ассоциативного эксперимента, художественные фильмы о Кавказе и кавказцах. Таким образом, интегративный подход в исследовании концепта Кавказ позволяет говорить о нем, как о сложной модели хранения ономастической
информации, включающей комплекс знаний об исследуемом имени собственном, куда
входят информация о нем как языковой единице, «сжатая до основных признаков
содержания история» (Ю.С. Степанов), индивидуальные и коллективные оценки, ассоциации
и коннотации, которыми обладает данное имя. Использование в качестве материала исследования
текстов из различных типов дискурса позволяет внести существенные коррективы в вопросы изучения ономастических концептов.
Литература:
1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб пособие / сост. Л.Н. Чурилина. М.: Флинта: Наука, 2009. 416 с.
2. Дубровская В.В. Когнитивная матрица домена количества, 2017. Режим доступа:
Литература:
1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб пособие / сост. Л.Н. Чурилина. М.: Флинта: Наука, 2009. 416 с.
2. Дубровская В.В. Когнитивная матрица домена количества, 2017. Режим доступа:
www.alba-translating.ru