Всё-таки «вкусный» или «вкусное»? Психолингвистическое исследование определения рода у проблемных существительных
Татьяна Леонидовна Колосовская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Психолингвистика (онлайн)
2022-04-21
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
В центре
внимания находятся особые группы существительных, в которых уже долгое время
возникают проблемы с однозначной трактовкой рода. Исследование построено на
анализе полученных в результате ассоциативного эксперимента реакций на 30
стимулов-существительных, укладывающихся в пять тематических групп. Участниками
эксперимента являлись школьники, т. к. важно понять, какие группы единиц для них
вызывают сложность и на что следует обратить внимание при составлении учебной
программы.
Тезисы
В
языке как динамической системе происходят различные процессы, в результате
которых в речь проникают заимствования, возникают новые единицы, в том числе
аббревиатуры, трансформируются различные понятия. Род — грамматическая
категория, имеющая свои принципы функционирования и аналогии. Определение рода
в некоторых словах, которые входят в перечисленные выше группы, вызывает
сложности у носителей языка. Главной
целью исследования является выявление
единиц, при определении рода которых школьники 8—11 классов (от 14 до 17 лет)
испытывают трудности.
Для достижения этой цели были поставлены и решены
следующие задачи:
1) выбрать
существительные для эксперимента и объединить их в группы;
2) провести
ассоциативный эксперимент со школьниками, а также взрослыми носителями русского
языка;
3) обработать
полученные данные. Материал исследования включает в себя
пять групп существительных, каждая из которых представлена шестью словами: слова
общего рода; несклоняемые слова иноязычного происхождения, обозначающие неодушевлённые
предметы; несклоняемые
одушевлённые существительные; единицы, заканчивающиеся на «ь»; а также аббревиатуры. После определения состава групп был проведен направленный
ассоциативный эксперимент, оформленный в виде Гугл-опроса. Задание участников заключалось
в том, чтобы написать на каждое предъявленное им существительное первое
пришедшее на ум прилагательное.
В эксперименте приняли участие 60 школьников. По
результатам эксперимента тридцать исследуемых в нем слов можно разделить на две
категории: те, у которых наблюдается преобладание одного ведущего рода в
ответах участников (коллега, метро, рояль
и др.), и те, где этого
преобладания нет (авеню, тюль, шимпанзе).
Кроме этого, можно разделить стимулы на несколько групп в зависимости от
количества возможных ответов и их сути: существительные, род которых
определялся всеми участниками эксперимента одинаково (обжора, кофе, миндаль), существительные с двумя возможными
вариантами (торнадо, МГУ, пальто и др.), существительные, в которых
носители затруднялись в выборе между тремя родами (пони,
авеню, зануда и др.), а также наибольший интерес представляет группа, где в существительных произошло столкновение рода и
числа (АЭС, виски, фламинго). В
последнем случае наряду с различным родом испытуемые использовали и формы
множественного числа. Согласно
полученным результатам, наибольшие трудности у школьников вызывает определение
рода в аббревиатурах.