Архаические элементы в поэзии Марии Степановой
Людмила Владимировна Зубова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-18
12:30 -
12:55
Ключевые слова, аннотация
Стилистика, лингвопоэтика,
архаизмы, лексика, фонетика, грамматика
Тезисы
Содержательная
доминанта поэзии Марии Степановой – преодоление небытия образами перевоплощений
и взаимных отражений, собственно языковая доминанта – деформация слов и
грамматических форм по отношению к норме современного литературного языка.
Такая деформация часто отражает прошлые состояния языковых единиц, в чем
проявляется возвращение к бытию утраченных элементов и свойств языка. Например,
на лексическом уровне история языка представлена не столько лексическими
архаизмами типа ошую, зане, сколько семантическими
реконструкциями: во рту огорченном (‘ставшим горьким от лекарства’), тебя
увидеть и унизить (‘увидеть с балкона уменьшенным’); актуализацией
этимологической общности слов: в шкаф платяной – плотяной; Смотря
обратно, словно воротник. Фонетические аномалии воспроизводят нестяженные
формы прилагательных: в ветхоем жилище; малыим лицом; войне
прощальноей, в ночи китайскоей; воплощают альтернативные возможности
бывших редуцированных гласных: птенц, младенц, жарк, смысел,
из недер, реставрируют нередуцированные суффиксы инфинитива: починити,
прополоти, вспоминати. В грамматике наиболее активны краткие
прилагательные в атрибутивной функции: тряпку счастливу, сигаретны
автоматы, альтернативны виды, страдательные причастия с суффиксом -м-,
не характерные для современного языка: бельё сушимое, лыжня неспешная
бегома; Небо светимо в своей же фольге, архаические варианты
деепричастий; сомкня, вспучась, прополоща, реша,
встречается архаическая неодушевленность существительных: Лишь подветренный
лес поднимает свои соловьи; Я истукан как девочку несу. Деепричастия
иногда употребляются как бывшие причастия, которые совмещали атрибутивность с
предикативностью: Кротко нырнула-вынырнула – впустую, / Мокрая, белозубая и
блестя. Встречаются архаические конструкции с творительным падежом: пустая
нами ниша; Тоскуя тем, что не был он поплоше, модификация союза иже:
Промежуток, в нем же яиты / Можем набивать живой малиной / Мета-физические
рты. В большинстве случаев архаические явления представлены не в
стилизованных, а в стилистически контрастных контекстах – как проникновение
языкового прошлого в современный язык.