50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Английский язык в профессиональной сфере: с чего начинаются инновации

Татьяна Николаевна Иванова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

406 (онлайн МсТимз)
2022-03-23
10:40 - 10:55

Ключевые слова, аннотация

Английский в профессиональной сфере; передаваемые навыки; аффективный фильтр, коммуникативные технологии; критическое мышление; учебник по ESP.

Тезисы

Аббревиатура ESP широко известна в России. В отечественной методике есть ряд терминов, которые используются как аналоги. Английский для специальных целей, английский лая будущей профессии, английский в профессиональной сфере. Серьезная полемика и ряд дискуссионных вопросов, которые возникают в данной сфере часто объясняются сложностью учебного контекста - малым количеством часов, разношёрстностью подготовки, невозможностью организовать стримминг и т.д. Однако, есть еще ряд факторов, которые, на самом деле, даже важнее, а именно фокус обучения, баланс между потребностями учащихся и требованиями преподавателя, и, более всего --человеческий фактор, под которым понимается взаимодействие преподавателя и студента, основа и принципы их коммуникации. Гуманитарный и технический склад ума у одних и у других может приводить к когнитивному диссонансу и разочарованиям, с обеих сторон, которое неминуемо влечет за собой уничтожение аффективного фильтра (affective filter), который помогает в усвоении языка и идея которого принадлежит Стивену Крашену, но истоки которой можно найти еще у педагогов и философов прошлого, например Яна Амоса Коменского. Цифровые технологии и дистантное обучение -- это не просто изменение внешней среды, это кардинально иные способы выполнения заданий. Не смысла делать переводы научной литературы в таком объеме как раньше, потому что во многих случаях Google переводчик сделает это не хуже. К сожалению, за те годы, что он присутствует в нашей жизни он развился и усовершенствовался значительно больше, нежели среднестатистический уровень лингвистических умений студента. Главное теперь не столько традиционная работа с языковыми явлениями, сколько умение более глубоко проникнуть в текст, осознать его плюсы и минусы, возможность его использования и применения в научной работе. Выходом из ситуации представляются педагогические технологии, основанные на критическом мышлении, которые способствуют развитию коммуникативных умений, а именно улучшению навыка изучающего чтения, навыков презентации, письма и т.д. В этой области стоит подробнее изучать технологии рефлексивного и критического мышления вслед за Дж.Дьюи, Эд. Глейзером, Ричардом Полом и другими. Наряду с использованием критического мышления в качестве основного принципа, следует уделять внимание формированию и развитию передаваемых навыков, которые в последнее время получили название «навыки для жизни». Навыки общения в научной среде, презентационные, аналитические умения, умение аргументировать точку зрения, сравнивать другие точки зрения, интегрировать их. Это кропотливый и долгий путь перестройки внутреннего отношения преподавателя к материалу и своей деятельности. Это иная реальность. Постепенно изменимся мы,изменятся пособия и учебники, изменится и эффективность преподавания.