Английский язык в профессиональной сфере: с чего начинаются инновации
Татьяна Николаевна Иванова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
406 (онлайн МсТимз)
2022-03-23
10:40 -
10:55
Ключевые слова, аннотация
Английский в профессиональной сфере; передаваемые навыки; аффективный фильтр, коммуникативные технологии; критическое мышление; учебник по ESP.
Тезисы
Аббревиатура ESP широко
известна в России. В отечественной методике есть ряд терминов, которые
используются как аналоги. Английский для специальных целей, английский лая
будущей профессии, английский в профессиональной сфере. Серьезная полемика и
ряд дискуссионных вопросов, которые возникают в данной сфере часто объясняются
сложностью учебного контекста - малым количеством часов, разношёрстностью
подготовки, невозможностью организовать стримминг и т.д. Однако, есть еще ряд
факторов, которые, на самом деле, даже важнее, а именно фокус обучения, баланс
между потребностями учащихся и требованиями преподавателя, и, более всего --человеческий
фактор, под которым понимается взаимодействие преподавателя и студента, основа и
принципы их коммуникации. Гуманитарный и технический склад ума у одних и у
других может приводить к когнитивному диссонансу и разочарованиям, с обеих
сторон, которое неминуемо влечет за собой уничтожение аффективного фильтра (affective filter), который помогает в усвоении языка и идея которого принадлежит Стивену
Крашену, но истоки которой можно найти еще у педагогов и философов прошлого,
например Яна Амоса Коменского.
Цифровые технологии и
дистантное обучение -- это не просто изменение внешней среды, это кардинально
иные способы выполнения заданий. Не смысла делать переводы научной литературы в
таком объеме как раньше, потому что во многих случаях Google переводчик сделает это не хуже. К сожалению, за
те годы, что он присутствует в нашей жизни он развился и усовершенствовался
значительно больше, нежели среднестатистический уровень лингвистических умений
студента. Главное теперь не столько традиционная работа с языковыми явлениями,
сколько умение более глубоко проникнуть в текст, осознать его плюсы и минусы,
возможность его использования и применения в научной работе.
Выходом из ситуации
представляются педагогические технологии, основанные на критическом мышлении,
которые способствуют развитию коммуникативных умений, а именно улучшению навыка
изучающего чтения, навыков презентации, письма и т.д. В этой области стоит
подробнее изучать технологии рефлексивного и критического мышления вслед за Дж.Дьюи,
Эд. Глейзером, Ричардом Полом и другими.
Наряду с использованием
критического мышления в качестве основного принципа, следует уделять внимание формированию
и развитию передаваемых навыков, которые в последнее время получили название «навыки
для жизни». Навыки общения в научной среде, презентационные, аналитические
умения, умение аргументировать точку зрения, сравнивать другие точки зрения,
интегрировать их. Это кропотливый и долгий путь перестройки внутреннего отношения преподавателя к материалу и своей деятельности. Это иная реальность. Постепенно изменимся мы,изменятся пособия и учебники, изменится и эффективность преподавания.