Читатель детской книги и «правда жизни»: по материалам дискуссии в русской литературной критике 1900-х–1917 гг.
Инна Анатольевна Сергиенко
Докладчик
научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
(онлайн, МСТимз).
2022-03-21
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Детская литература начала ХХ века, дискуссия о детской литературе, модернизм в детской литературе, читатель-ребенок
Тезисы
Категория
читателя-ребенка является одной из определяющих для детской
литературы. Представления о том, каков этот ребенок и каким он должен быть в
соответствии с социальной нормой, формируют институциональные и структурные особенности бытования детской
литературы, ее поэтику, проблематику, границы и рамки.
В докладе говорится о том, как менялся взгляд на читателя-ребенка в русской критике 1900—1917-х гг. В этот период активизировались дискуссии о предмете и границах детской литературы, где одной из основных тем стали споры о «правде жизни» и «жгучих вопросах действительности», допустимых к изображению в детских книгах. Критики обсуждали, что именно с их точки зрения подразумевается под «правдивостью» и «правдой», до какой степени может быть «правдива» детская книга и кому из писателей удалось воплотить это в своих произведениях. В фокусе дискуссий оказались социальные и политические проблемы, эротика, физиология, нигилизм, семейное неблагополучие и смерть, историко-биографические факты, критика авторитетов, а также отдельные жанры детской литературы (сказка, приключения). Материалы дискуссии показывают, что представления о субъектности, личности и психологии ребенка у оппонентов из охранительного и (условно говоря) прогрессивного лагеря были схожи, но приводили к разным выводам относительно допустимости и необходимости отражения «правды жизни» в детской книге.
В докладе говорится о том, как менялся взгляд на читателя-ребенка в русской критике 1900—1917-х гг. В этот период активизировались дискуссии о предмете и границах детской литературы, где одной из основных тем стали споры о «правде жизни» и «жгучих вопросах действительности», допустимых к изображению в детских книгах. Критики обсуждали, что именно с их точки зрения подразумевается под «правдивостью» и «правдой», до какой степени может быть «правдива» детская книга и кому из писателей удалось воплотить это в своих произведениях. В фокусе дискуссий оказались социальные и политические проблемы, эротика, физиология, нигилизм, семейное неблагополучие и смерть, историко-биографические факты, критика авторитетов, а также отдельные жанры детской литературы (сказка, приключения). Материалы дискуссии показывают, что представления о субъектности, личности и психологии ребенка у оппонентов из охранительного и (условно говоря) прогрессивного лагеря были схожи, но приводили к разным выводам относительно допустимости и необходимости отражения «правды жизни» в детской книге.