Иные библиотекари в прозе М. Елизарова и С. Лукьяненко: к вопросу о феномене книжности
Александра Андреевна Жукова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
онлайн (МСТимз)
2022-03-18
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
Современная проза, фэнтези, массовая литература, Елизаров, Лукьяненко, книжность
Тезисы
Произведения С. Лукьяненко и М. Елизарова относятся к литературе разных типов, однако значительное количество сюжетных совпадений, параллелей на идейно-мотивном уровне позволяет провести подробный анализ с целью установить степень и характер влияния жанра фэнтези на гиперреалистичное творчество М. Елизарова (в частности, роман "Библиотекарь").
Сходство в области проблематики прослеживается не только в синонимичных сюжетных ситуациях (сумбурная инициация героя в иной образ существования, в мир специфических читателей и библиотек; кража сакральной книги; идейные поединки между читальнями и проч.), но и в системе персонажей. Так, герои Лукьяненко (цикл о "дозорах") в основном одиноки, а большинство дружеских или родственных связей происходят из среды иных, персонажи Елизарова - избранные одиночки, лишенные возможности обзавестись семьей. Это маргинальные личности уже в философском контексте: бездетные, бесплодные, отвергнутые семьей, однако объединенные творчеством писателя Громова - также маргиналом от литературной жизни периода социалистического реализма - в непрекращающейся схватке. В романах наблюдаются и номинативные параллели - Алексей Вязинцев, попав в больницу, представлен ее сотрудникам под именем Антон; Антон Городецкий - главный герой цикла романов Лукьяненко о "дозорах"; Маргарита Тихоновна, мудрая и отважная читательница библиотеки Моховой, состоящей из жестоких женщин, убивающих мужчин, напоминает Анну Тихоновну из романа "Дневной Дозор": именно Анна Тихоновна возглавляет ведьмовской отдел Дневного дозора Москвы.
Характер главного героя романа "Библиотекарь" восходит к постмодернистской традиции. Именно он, Алексей Вязинцев, трус, лицедей и посредственность, преображается в хранителя России, который "стойко несет свою вахту в подземном бункере, неустанно прядет нить защитного Покрова, простертого над страной" от "врагов видимых и невидимых". Антон Городецкий, послуживший прототипом персонажа Елизарова, в одной из частей "дозорной саги" также оказывается в состоянии заключения (в данном случае произведение Елизарова "Библиотекарь" оказывает влияние на сюжетную парадигму фэнтезийного романа), однако особенности массовой культуры, требующие от автора произведения счастливого финала, позволяют избежать трагической участи, уготованной Антону Городецкому, чье спасение оказывается желанным для читателя, но в то же время нарушающим логику пространственно-временного континуума романа.
Сходство в области проблематики прослеживается не только в синонимичных сюжетных ситуациях (сумбурная инициация героя в иной образ существования, в мир специфических читателей и библиотек; кража сакральной книги; идейные поединки между читальнями и проч.), но и в системе персонажей. Так, герои Лукьяненко (цикл о "дозорах") в основном одиноки, а большинство дружеских или родственных связей происходят из среды иных, персонажи Елизарова - избранные одиночки, лишенные возможности обзавестись семьей. Это маргинальные личности уже в философском контексте: бездетные, бесплодные, отвергнутые семьей, однако объединенные творчеством писателя Громова - также маргиналом от литературной жизни периода социалистического реализма - в непрекращающейся схватке. В романах наблюдаются и номинативные параллели - Алексей Вязинцев, попав в больницу, представлен ее сотрудникам под именем Антон; Антон Городецкий - главный герой цикла романов Лукьяненко о "дозорах"; Маргарита Тихоновна, мудрая и отважная читательница библиотеки Моховой, состоящей из жестоких женщин, убивающих мужчин, напоминает Анну Тихоновну из романа "Дневной Дозор": именно Анна Тихоновна возглавляет ведьмовской отдел Дневного дозора Москвы.
Характер главного героя романа "Библиотекарь" восходит к постмодернистской традиции. Именно он, Алексей Вязинцев, трус, лицедей и посредственность, преображается в хранителя России, который "стойко несет свою вахту в подземном бункере, неустанно прядет нить защитного Покрова, простертого над страной" от "врагов видимых и невидимых". Антон Городецкий, послуживший прототипом персонажа Елизарова, в одной из частей "дозорной саги" также оказывается в состоянии заключения (в данном случае произведение Елизарова "Библиотекарь" оказывает влияние на сюжетную парадигму фэнтезийного романа), однако особенности массовой культуры, требующие от автора произведения счастливого финала, позволяют избежать трагической участи, уготованной Антону Городецкому, чье спасение оказывается желанным для читателя, но в то же время нарушающим логику пространственно-временного континуума романа.