Семантика глаголов говорения в контексте сетевой коммуникации
Елена Вячеславовна Маринова
Докладчик
профессор
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова
онлайн (МСТимз)
2022-03-15
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
глаголы говорения; трансформация семантики; диалог; сетевая коммуникация; художественный текст
Рассматривается преобразование семантики глаголов говорения, используемых для введения реплик персонажей, общающихся в Сети. Материал исследования - прозаические произведения (вс. 60) современных отечественных авторов. Обнаружено, что в контексте изображения сетевой коммуникации героев глаголы говорения (сказать, прошептать, прокричать и т.п.) претерпевают семантическое изменение: их общая сема, связанная с собственно говорением, заменяется семой 'набрать сообщение на каком-л. электронном носителе'.
Тезисы
1. В XXI в. в художественной прозе всё чаще предметом
изображения становится сетевой диалог героев, общающихся между собой, подобно
современным людям, с помощью различных мессенджеров, соцсетей, по электронной
почте и под.
2.
Сетевой диалог персонажей может строиться традиционным способом, т.е. так же,
как изображается в литературном произведении устное общение. В предложениях с
прямой речью при этом писатели используют разнообразные глаголы говорения,
которые, однако, системой языка предназначены для передачи устной, звучащей
речи (сказать, спросить, прокричать, прошептать и т.п.).
3.
На материале романа Дм. Глуховского «Текст» (2017) мы покажем, какие
семантические изменения происходят у глаголов говорения, используемых для
изображения общения героев с помощью гаджетов. Всего выявлено более 20
глагольных лексем, в семантике которых сема, связанная с собственно говорением,
заменяется на сему ‘записать сообщение путём набора букв и др. знаков на
электронном носителе’. Среди них: выговорить
(в ответ), взмолиться, возмутиться, откликнуться,
докладывать, перебивать, передразнить,
огрызнуться, кричать, вопить, реветь ‘кричать’, возразить, (безголосо) прошипеть, цыкнуть и др. Напр.: – Пффф, – по-кошачьи фыркнула Нина и
пририсовала скобочку: чуть-чуть улыбнулась (фыркнула = набрала на
клавиатуре пффф); – А если он воспримет всё всерьез и влюбится? – с
полуулыбкой спросил Илья (= поставил в сообщении знак вопроса) и
т.п.
4.
На основе исследования делаются выводы о регулярной трансформации семантики
глаголов определённых тематических групп (глаголы говорения, глаголы слухового восприятия
речи и др.) в контексте сетевой (письменной) коммуникации.
5. В целом можно
сказать, что в языке на современном этапе его развития всё поставлено на службу
обозначения различных аспектов новой деятельности человека – деятельности в
Сети (создание текста, поиск информации, восприятие информации, коммуникация и
др.) и отображения этой деятельности в художественной литературе.