50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роман "Послы" Г. Джеймса как вариант Bildungsroman

Анна Леонидовна Шихова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-18
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Bildungsroman, роман воспитания, formation novel, Генри Джеймс, Гете



Тезисы

  Литературная карьера Генри Джеймса началась с восторженной рецензии 1865 года на американское переиздание романа Гете “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Эта рецензия и некоторые другие свидетельства позволяют сделать вывод, что Джеймс был хорошо знаком с творчеством Гете и даже разделял некоторые его философские и эстетические воззрения. В своей рецензии Джеймс не только обозначает гетевские принципы Bildungsroman, но и как будто проговаривает темы и идеи, которые в будущем станут важны и для него самого: роман, в котором важен не сюжет, а фигура героя, главная цель которого -- самосовершенствование (self-culture) и поиск гармонии с собой. В гетевской модели Bildungsroman, к которой Джеймс будет обращаться на протяжении всего творчества, его главным образом интересовало нравственное, духовное и интеллектуальное развитие своих героев. Родерик Хадсон, Изабелла Арчер, Ламберт Стрезер также проходят путь поиска себя и пересмотра собственных ценностей.   Инвариантом этой модели стал поздний роман “Послы”, который исследовательница Барбара Харди охарактеризовала как “kind of middle-aged Bildungsroman”. На первый взгляд, “Послы” не вписываются в модель романа воспитания, которая традиционно предполагает наличие юного героя, полного надежд и ожиданий,  готового вступить на свой жизненный путь, в то время как герой Джеймса -- разочарованный мужчина средних лет, который с горечью размышляет о нереализованных мечтах молодости и приходит к выводу, что прожил жизнь не так, как хотел. Но по мнению некоторых исследователей, именно в этом произведении Джеймс добился идеального воплощения понятия Bildung в том смысле, в котором понимал его Гете -- как процесс постоянного духовного и эстетического развития личности.   Идея Bildungsroman расходится с его более поздней разновидностью -- романом воспитания (formation novel), характерной для англо-американской литературы. Данный тип романа, как правило, описывает жизнь героя с юных лет до момента возмужания. При этом  процесс взросления происходит путем преодоления различных ситуаций,  обретения житейского опыта, зачастую в авантюрно-приключенческой манере, и не связан со специфической задачей личностного роста. В то время как внешне бессобытийный Bildungsroman исследует историю именно внутренней жизни героя.
В рамках настоящего доклада будут рассмотрены отличия романа воспитания и Bildungsroman, а также установлена связь романа Г. Джеймса “Послы” с традицией последнего.