Метерлинковский символ в восприятии Андрея Белого
Даниил Александрович Стогний
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190 ZOOM
2022-03-22
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Символ; символизм; рецепция; драма; Морис Метерлинк; Андрей Белый
Тезисы
Андрей Белый, известный русский символист, был
современником Мориса Метерлинка, интересовался творчеством бельгийского
драматурга и признавал его вклад в развитие символизма и театра.
Период пристального внимания Андрея Белого к творчеству «бельгийского Шекспира» – 1891–1902 годы. В это время русский автор переводит поэтические тексты Метерлинка, посвящает ему стихотворение, активно знакомится с его драмами. После 1902 года Андрей Белый переходит к критике драм бельгийского драматурга в своих статьях о теории символизма. Он пишет, что его символы оторваны от реальности. По мнению автора, этот разрыв объясняется тенденциозностью текстов Метерлинка. Белый критикует его попытку детерминировать мир через символы, являющиеся лишь аллегориями. Эта идея выражена в статье «Вишнёвый сад» (1904), где автор анализирует мистический и реалистический символизм. Белый называет символизм бельгийского автора мистическим, потому что его символы не отсылают читателя к действительности. Метерлинковский символ – это знак, наполненный мистическим содержанием, он сосредоточен на самом себе, его трудно идентифицировать и соотнести с объектом в реальности. Характеризуя стиль письма бельгийского драматурга, Андрей Белый подчёркивает трудность восприятия и непрозрачность символов, необходимую для обозначения невыразимого содержания.
Мы можем выделить следующие характеристики символа, по мнению Белого:
1. Тенденциозность символа.
2. Аллегоризм.
3. Непрозрачность символа.
4. Субъективность символа.
В работах «Смысл искусства» (1907) и «Между двух революций» (1934) Белый определяет символ как «неразложимый комплекс abc», где (a) – «формосодержание», «единство, соединяющее мир внешнего и мир внутреннего опыта», (b) – форма («последовательность явлений видимого мира») и (c) – содержание («последовательность переживаемого сознания»). По мнению автора, в символистских драмах Метерлинка понятие художественного единства (а) отсутствует. Существует связь (b) и (c) – это связь между предметом видимости и переживанием от него. Таким образом, чем чётче автор углядывает связь между видимым объектом и переживанием, тем большее соответствие достигается между ними. Белый утверждает, что отличительные черты символистских драм Метерлинка – это аллегоризм и иллюзионизм.
Поскольку мистический символ оторван от жизни и сосредоточен на самом себе, драмы бельгийского автора не реализуемы на сцене. Метерлинковский символизм основан на индивидуальном переживании, которое актёры и режиссёр не должны интерпретировать. Таким образом, Белый признаёт талант бельгийского драматурга в развитии символизма, и одновременно считает, что его творчество трудно для понимания.
Период пристального внимания Андрея Белого к творчеству «бельгийского Шекспира» – 1891–1902 годы. В это время русский автор переводит поэтические тексты Метерлинка, посвящает ему стихотворение, активно знакомится с его драмами. После 1902 года Андрей Белый переходит к критике драм бельгийского драматурга в своих статьях о теории символизма. Он пишет, что его символы оторваны от реальности. По мнению автора, этот разрыв объясняется тенденциозностью текстов Метерлинка. Белый критикует его попытку детерминировать мир через символы, являющиеся лишь аллегориями. Эта идея выражена в статье «Вишнёвый сад» (1904), где автор анализирует мистический и реалистический символизм. Белый называет символизм бельгийского автора мистическим, потому что его символы не отсылают читателя к действительности. Метерлинковский символ – это знак, наполненный мистическим содержанием, он сосредоточен на самом себе, его трудно идентифицировать и соотнести с объектом в реальности. Характеризуя стиль письма бельгийского драматурга, Андрей Белый подчёркивает трудность восприятия и непрозрачность символов, необходимую для обозначения невыразимого содержания.
Мы можем выделить следующие характеристики символа, по мнению Белого:
1. Тенденциозность символа.
2. Аллегоризм.
3. Непрозрачность символа.
4. Субъективность символа.
В работах «Смысл искусства» (1907) и «Между двух революций» (1934) Белый определяет символ как «неразложимый комплекс abc», где (a) – «формосодержание», «единство, соединяющее мир внешнего и мир внутреннего опыта», (b) – форма («последовательность явлений видимого мира») и (c) – содержание («последовательность переживаемого сознания»). По мнению автора, в символистских драмах Метерлинка понятие художественного единства (а) отсутствует. Существует связь (b) и (c) – это связь между предметом видимости и переживанием от него. Таким образом, чем чётче автор углядывает связь между видимым объектом и переживанием, тем большее соответствие достигается между ними. Белый утверждает, что отличительные черты символистских драм Метерлинка – это аллегоризм и иллюзионизм.
Поскольку мистический символ оторван от жизни и сосредоточен на самом себе, драмы бельгийского автора не реализуемы на сцене. Метерлинковский символизм основан на индивидуальном переживании, которое актёры и режиссёр не должны интерпретировать. Таким образом, Белый признаёт талант бельгийского драматурга в развитии символизма, и одновременно считает, что его творчество трудно для понимания.