Интертекстуальность в кукольном фарсе Х. Бенавенте «Игра интересов»
Ольга Константиновна Ранкс
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190, MsTeams
2022-03-18
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Хасинто Бенавенте, "Игра интересов", интертекстуальность, фарс, куклы
Тезисы
Творчество Хасинто
Бенавенте (1866 – 1954),
лауреата Нобелевской премии по литературе, отличается большим жанровым
разнообразием. Тем не менее, в статусе важной фигуры мадридской литературной
сцены от закрепился благодаря своему фарсу «Игра интересов» (“Los intereses
creados”), поставленному 9 декабря 1907 году. «Игра интересов», на первый
взгляд, довольно простая комедия, кукольность персонажей которой позволяет
укрупнить, выделить и высмеять пороки общества и модную формулу «создавать интересы»
("crear
intereses"), показывая, что
основным интересом для большинства являются деньги. Все герои «Игры интересов»
– знакомые зрителю по итальянской комедии дель арте (о чем открыто говорится в
прологе) и испанскому театру XVI–XVII веков – представлены в виде слегка
измененных, но узнаваемых образов с устойчивыми характеристиками. Из комедии
дель арте в кукольном фарсе появляются Полишинель, Панталоне, Доктор, Арлекин,
Капитан; кроме того, в образах главных героев – Леандро и Криспина – драматург возвращает
на испанскую сцену традиционные для театра Золотого века фигуры «галана» и «грасьосо»,
а в образе доньи Серены, аристократки и по совместительству городской свахи,
прослеживается связь с произведением Ф. де Рохаса «Трагикомедия о Калисто и
Мелибее, или Селестина» (“Tragicomedia de Calisto y Melibea o Celestina”, 1502).
В прологе драматург,
используя прием остранения, подчеркивает отсутствие у пьесы «благородного
родства» с комедиями Лопе де Руэда, Шекспира и Мольера, рассказывает о
примитивности спектакля и старости кукол, в нем играющих, тем самым художественный
мир комедии постепенно театрализуется. С театрализованностью «Игры интересов»
связана и важная роль интертекстуальности в пьесе. Наиболее ярко она
проявляется при сопоставлении фарса с трагикомедией Рохаса. Бенавенте не только
использует образы заглавных действующих лиц «Селестины», но и имитирует в своей
кукольной комедии ее сюжетные ходы, при этом переворачивая их. Например, те,
кто в мире трагикомедии населял низы, у Бенавенте становятся верхом, а
благородные, но небогатые представители верха оказываются внизу. Кроме того,
время действия пьесы и некоторые элементы сюжета отсылают зрителя к богатой
театральной традиции Золотого века в целом, и к Лопе де Вега в частности. Таким
образом, особенностью образов «Игры интересов» становится их интертекстуальная
насыщенность, что позволило Бенавенте не только «возродить славные традиции», но
и предвосхитить многие идеи, которые нашли отражение в европейском театре 20 – 30-х
годов.