50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Интертекстуальность в кукольном фарсе Х. Бенавенте «Игра интересов»

Ольга Константиновна Ранкс
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

190, MsTeams
2022-03-18
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация



Ключевые слова: Хасинто Бенавенте, "Игра интересов", интертекстуальность, фарс, куклы


Тезисы

Творчество Хасинто Бенавенте (1866 – 1954), лауреата Нобелевской премии по литературе, отличается большим жанровым разнообразием. Тем не менее, в статусе важной фигуры мадридской литературной сцены от закрепился благодаря своему фарсу «Игра интересов» (“Los intereses creados”), поставленному 9 декабря 1907 году. «Игра интересов», на первый взгляд, довольно простая комедия, кукольность персонажей которой позволяет укрупнить, выделить и высмеять пороки общества и модную формулу «создавать интересы» ("crear intereses"), показывая, что основным интересом для большинства являются деньги. Все герои «Игры интересов» – знакомые зрителю по итальянской комедии дель арте (о чем открыто говорится в прологе) и испанскому театру XVI–XVII веков – представлены в виде слегка измененных, но узнаваемых образов с устойчивыми характеристиками. Из комедии дель арте в кукольном фарсе появляются Полишинель, Панталоне, Доктор, Арлекин, Капитан; кроме того, в образах главных героев – Леандро и Криспина – драматург возвращает на испанскую сцену традиционные для театра Золотого века фигуры «галана» и «грасьосо», а в образе доньи Серены, аристократки и по совместительству городской свахи, прослеживается связь с произведением Ф. де Рохаса «Трагикомедия о Калисто и Мелибее, или Селестина» (“Tragicomedia de Calisto y Melibea o Celestina”, 1502). В прологе драматург, используя прием остранения, подчеркивает отсутствие у пьесы «благородного родства» с комедиями Лопе де Руэда, Шекспира и Мольера, рассказывает о примитивности спектакля и старости кукол, в нем играющих, тем самым художественный мир комедии постепенно театрализуется. С театрализованностью «Игры интересов» связана и важная роль интертекстуальности в пьесе. Наиболее ярко она проявляется при сопоставлении фарса с трагикомедией Рохаса. Бенавенте не только использует образы заглавных действующих лиц «Селестины», но и имитирует в своей кукольной комедии ее сюжетные ходы, при этом переворачивая их. Например, те, кто в мире трагикомедии населял низы, у Бенавенте становятся верхом, а благородные, но небогатые представители верха оказываются внизу. Кроме того, время действия пьесы и некоторые элементы сюжета отсылают зрителя к богатой театральной традиции Золотого века в целом, и к Лопе де Вега в частности. Таким образом, особенностью образов «Игры интересов» становится их интертекстуальная насыщенность, что позволило Бенавенте не только «возродить славные традиции», но и предвосхитить многие идеи, которые нашли отражение в европейском театре 20 – 30-х годов.