50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Виртуальная реальность интернет-коммуникации vs подлинная реальность художественной литературы

Арина Анатольевна Митрофанова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-18
12:55 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Визуализация коммуникации, виртуальная реальность, геопоэтика, региональный текст русской литературы

Тезисы

Массовая коммуникация, осуществляемая в цифровую эпоху мультимедийными технологиями, способствует все большему развитию визуального восприятия человеком знания о окружающем мире. При этом создаваемая массмедиа в эпоху информационных войн медийная картина мира трансформирует реальность, вплоть до полного ее искажения. Более того, стремительное развитие цифровых технологий предоставило возможность формировать реальность, получившую наименование виртуальной (Н.Е. Покровский). Виртуальная реальность, наделяемая характеристиками, соответствующими запросу пользователя, своими категориями времени и пространства, имеет выраженную тенденцию подменять собой реальность окружающей действительности. Процесс создания виртуальной реальности охватывает все большие сферы интернет-коммуникации, трансформирует сознание носителей языка, формирует новую культуру (Ю.П. Зинченко). В то же время в литературно-художественном дискурсе наблюдаются набирающие силу процессы, направленные на реабилитацию подлинной реальности. Начиная с 1990-х формируется самостоятельное направление – региональная геопоэтика, объектом изучения которой является эстетическое освоение земных географических пространств. Тенденция, направленная на выявление, описание, реконструкцию региональных текстов русской литературы благодаря фундаментальной исследовательской школе (В.Н. Топоров, Н.М. Теребихин, Е.Ш. Галимова, В.В. Абашев, К.В. Анисимов, В.Т. Захарова, Н.Е. Меднис) подверстывает все большее количество текстов: Северный, Сибирский, Пермский, Нижегородский текст русской литературы. Пришедшаяся именно на цифровую эпоху «чувствительность к географии» (И. Кочергин) проявляется в расцвете региональных литератур, которому способствуют авторы, заявившие о себе в нулевые годы (М. Тарковский, В. Авченко, Р. Сенчин и др.). Основой сюжета эпических произведений выступает освоение конкретного географического пространства; маршруты перемещений героев, по авторскому замыслу, читателю рекомендуется отслеживать по карте.  Стиль романа Дм. Новикова «Голомяное пламя» (2017) конституируется разработкой локальной топографии; словесная изобразительность выступает как доминирующий прием; поэтизируется чувственное восприятие героями объектов природы, бытовых сторон повседневной жизни (трапезы). Самоценность развернутых предметных описаний, изобразительного повествования, рассчитанных на полнообъемное чувственное восприятие читателем, указывает на опредмеченная реальность как художественную задачу. Названное заставляет предположить тенденцию, направленную на реабилитации подлинной реальности, которая в медийной картине мира не столько искажается, сколько все в большей степени уводит от реальности в виртуальный мир.