Отражение процесса познания в семантико-синтаксических структурах языка
Ольга Сергеевна Ильченко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195 (МСТимз)
2022-03-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
синтаксическая (контенсивная) типология, процесс познания, чувственное восприятие, намеренные действия, субъект-объектные отношения, семантико-синтаксические конструкции
Тезисы
Разные языки
- это разные вИдения; путем многообразия языков непосредственно обогащается
наше знание о мире и то, что нами познается в этом мире; язык становится
посредником между миром и человеком. (Humboldt). Семантико-синтаксические
конструкции разноструктурных языков мира концептуализируют исторический опыт
непосредственного общения человека с изначально противостоящим ему окружающим
миром. Стадиальная концепция языка (Мещанинов, Кацнельсон) и возникшая на ее
основе синтаксическая типология языков (Климов, Степанов) раскрывают нам
историю БЫТИЯ человека в этом мире. Слитность и неразличимость своего и иного – основная характеристика мифа. Человеческое познание
начинается с отчуждения объекта, т.е.
возникновения субъект-объектных отношений. Когнитивная деятельность как
результат акта взаимодействия с миром протекает, в сущности, как процесс «присвоения».
Чтобы присвоить отчужденный (чуждый) мир себе («приять его образ в свое
сознание»), животная природа человека использует все пять органов чувств. Смена
синтаксической перспективы с обратной
(т.е. от объекта к субъекту) на прямую
(т.е. от субъекта к объекту) отражается в противопоставлении синтаксически разновекторных
глаголов. Таковы пары более древних глаголов чувственного восприятия и более
поздних глаголов намеренного действия в разных языках: русск. «видеть» –
«смотреть», «слышать» – «слушать» (ср. англ. “see” – “look”, “hear” – “listen”). Более глубокое осмысление действительности кодирует язык
христианской религии - это познание не только с помощью примитивных чувственных
ощущений, но и с помощью высших эмоций и разума. Таковы синтетические смыслы
слов "взираю" (смотрю и
вижу), "внимаю" (слушаю и
слышу), "вкушаю" (пробую и
ощущаю вкус, наслаждаясь им).
Мы познаем
предметы только через их КАЧЕСТВА. Эта фаза познания («Каково это?») еще не
отражает динамику мира, фиксируя только его статичный аспект («Это ЕСТЬ»). Динамический
аспект мира представлен СО-БЫТИЕМ. Наблюдая движение внешнее (перемещение в пространстве) и движение внутреннее (изменение во времени),
человек доискивается причин («Что происходит?», «Почему это происходит?», «Кто
автор происходящего?»). Убедительно показана возможная схема зарождения
категорического каузального силлогизма в номинативных структурах (Кацнельсон). Развитие
человеческого сознания исторически отражено в космогонических мифах, теистических
гипотезах творения. Высшая фаза познания – осмысление уже «присвоенного» окружающего
мира и себя, т.е. человека. Когда личность осознается как активная сила, язык
создает структурную модель для обозначения созидательных процессов.
Ветхозаветному пониманию природы человека (Бог сотворил человека → человек ЕСТЬ) противопоставляется новозаветное понимание природы человека (Бог сотворил человека → человек ДЕЛАЕТ).