50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роман Шань Са «Играющая в го» с точки зрения концепции экзистенциальной коммуникации

Наталья Сергеевна Шуринова
Докладчик
старший преподаватель
Южный федеральный университет

190 ZOOM
2022-03-23
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация


Ключевые слова: Экзистенциализм, экзистенциальная коммуникация, феномен, игра, Сартр, постмодернистский роман, трансгрессия, другой, межкультурный диалог   

Тезисы

Роман Шань Са построен как как последовательное чередование исповедальных голосов противопоставляемых друг другу главных героев, данная структура имитирует игру в го, в которую два игрока играют камнями разных цветов. Связи, выстраиваемые автором между фрагментами текста, показывают точки схождения противоположностей, демонстрируют возможность коммуникации. Герои выражают через себя противоположные культуры и типы мышления, в их образах прочитывается оппозиция между национализмом и космополитизмом, иерархией и хаосом.  Кроме того, роман предполагает возможность прочтения сквозь призму гендерных исследований: в этой оптике пара контрастных персонажей может быть связана с оппозицией женского начала «инь» и мужского начала «ян», «солярный» и «лунарный» коды; сближение персонажей сопровождается сближением Солнца и Луны на уровне мотивной организации текста. Игра в го представляет собой ключевой для романа символический образ, буквализирующий идею о необходимости выхода за пределы бинарности для того, чтобы могла состояться продуктивная коммуникация с другим. Такой диалог в определенной степени созвучен проекту психобиографии Гюстава Флобера «Идиот в семье» Ж.-П. Сартра. Возможность постижимости другого человека философ связывал с воображением и эмпатией, противопоставляемой симпатии, оценочному суждению. Сартр хотел воссоздать Флобера, пользуясь воображением, позволяющим понять «стиль его экзистенциального проекта». Шань Са выстраивает в романе схожую концепцию, в которой ключевое место, однако, занимает не просто воображение, а игра, позволяющая побыть другим, понять тот выбор, который другой делает, находясь в игровом пространстве.