Развитие умений языковой догадки при обучении фразеологии в РКИ
Екатерина Геннадьевна Полонникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
17:15 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Фразеологизм, внутренняя форма, умения языковой догадки,
русский язык как иностранный.
Тезисы
Компенсаторная
(стратегическая) субкомпетенция коммуникативной компетенции языковой личности
включает рецептивные умения языковой догадки, которые базируются на учебном
опыте учащихся, их общекультурных знаниях, языковом чутье и применяются для
семантизации изучаемых фразеологизмов с помощью контекста, ряда опор и
стратегий. Развитие умений языковой догадки на материале фразеологии как предпосылка для владения русским языком на уровне носителя – актуальная
задача в методике преподавания русского языка как иностранного, поскольку,
обладая идиоматичностью, эмоциональной и стилистической окраской, контекстной и
национально-культурной обусловленностью, фразеологизмы создают множество трудностей
для своего усвоения у иностранных учащихся. Для решения данной задачи
предлагается учитывать такие условия эффективного
развития умений языковой догадки, как тип внутренней формы (прозрачная),
наличие контекста, отсутствие необходимости историко-культурного комментария
для толкования фразеологизма, определение стиля речи и оценочности, возможность
применения наглядности, опору на предыдущий языковой опыт учащихся, их кругозор,
а также систематическую работу с фразеологизмами на занятиях по рки, использование обратной связи и эвристических приёмов преподавателем (наводящих вопросов, предъявления правильного
ответа в конце семантизации и т.п.). Методические
приёмы выявления и интерпретации внутренней формы фразеологизма, анализа контекста, применения языкового и общекультурного опыта
учащегося и толкования фразеологизма на основе полученных данных были апробированы
в ходе методического
эксперимента, их эффективность доказана экспериментальным путём.