Тема одиночества на перекрестке латиноамериканского магического реализма и творчества группы «Битлз»
Анна Викторовна Иванова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
(онлайн, МСТимз).
2022-03-16
15:20 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
одиночество, сема, концепт, магический реализм, Битлз, семиотический анализ
Тезисы
В докладе осуществлена попытка
выявления гипотетических точек соприкосновения и общих мотивов на фоне самобытных
черт в отражении темы одиночества при сопоставлении текста одного из ярчайших
образцов латиноамериканского магического реализма (романа Г. Маркеса «Сто лет
одиночества») и песен зрелого этапа творчества легендарной группы «Битлз» (на примере
альбомов «Revolver», «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» и «The White album»). Исключая вероятность
прямого взаимовлияния, а также учитывая практически параллельное время
написания сопоставляемых текстов, феноменология проявления общих мотивов,
образов, прецедентных имен в пространстве казалось бы непересекающихся миров латиноамериканского
магического реализма и британской рок-поэзии представляется заслуживающей внимательного
рассмотрения в семиотическом ракурсе.
Попытки провести параллели между творчеством латиноамериканских
писателей второй половины XX века и музыкальным
наследием ливерпульской четверки имели место и ранее (см. Latin American Literary Review, 2020, Vol. 47 / Num. 94, pp. 2 – 8), вплоть до оригинальной антономазии «Los Beatles de la literatura»,
подразумевающей четырех выдающихся представителей литературного бума 60-70 гг.
– Хулио Кортасара, Гарсиа Маркеса, Карлоса Фуэнтеса и Варгаса Льосу (El Domingo, № 26,
2012). Битловские реминисценции пронизывают художественное пространство произведений
многих латиноамериканских авторов. Так, тема одиночества, являющаяся лейтмотивом
песни «Eleanor Rigby» (1966), проходит красной нитью в романе пуэрториканского писателя
Абреу Адорно с красноречивым названием «Элегия для Элеанор Ригби» (исп. «Elegía para Eleanor Rigby» (1979)),
также зовут мать главного героя романа мексиканского писателя Парменидеса Гарсиа
Сальданьи «Зеленая трава» (исп. «Pasto verde» (1968)), песни Битлз служат музыкальным фоном событий, описываемых в
романе Карлоса Фуэнтеса «Смена кожи» (исп. «Cambio de piel» (1967)). Последний никогда не отрицал, что музыка ливерпульской
четверки благотворно влияла на его творческий процесс (Perspectivas mexicanas
desde París. Un diálogo con Carlos Fuentes (1973), con James R. Fortson). В
одном из своих публицистических эссе, написанном спустя неделю после
трагического убийства Джона Леннона, Гарсиа Маркес вспоминает Фуэнтеса за работой
«в облаке табачного дыма <…> под музыку Битлз на всю катушку» (“Sí: la
nostalgia sigue siendo igual que antes”// El País. 16 diciembre de 1980). В этом же эссе великий
Габо признается: «Сегодня днем, глядя в хмурое окно на падающий снег, я
размышлял о том, что у меня за плечами более пятидесяти лет, а я так толком и
не знаю, кто я такой, какого черта я здесь делаю, и мне подумалось, что с
момента моего рождения мир не менялся до тех пор, пока не появились Битлз».