Сказание о царе Симеоне Бекбулатовиче в Житии Ефрема Новоторжского
Татьяна Николаевна Галашева
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
онлайн (188)
2022-03-16
14:15 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Житие Ефрема Новоторжского, Новоторжский Борисоглебский монастырь, Торжок, Тверь, Симеон Бекбулатович
Тезисы
"Сказание о царе Симеоне" - название одного из наиболее интересных чудес Ефрема Новоторжского. Оно отсутствует в первоначальной Краткой редакции Жития, вероятнее всего, составленной архимандритом Мисаилом в 1570 - 1580-е гг., и появляется лишь в позднейшей Пространной редакции (завершение которой следует относить в 1640-м гг.). Героями повествования являются тот самый архимандрит Мисаил и Симеон Бекбулатович, который задумал устроить новую деревянную раку для мощей Ефрема. О правлении Симеона на русском престоле в Сказании не упоминается, говорится лишь о том, что верующий прежде "в вѣру проклятаго Бахмета" после взятия Казани Симеон был крещен по своему желанию и повелению Ивана Грозного, после чего "бѣ прислан во град Торжек казанский царь
Симеон". Небрежность работы древодельца заставляет Ефрема явиться в тонком сне наставнику обители и назвать мастера "невежей". Услышав об этом чуде, Симеон Бекубалтович поручает изготовление раки другому мастеру и одаривает монастырь. Сведения об этих дарах сохранились в монастырской описи. Сказание записано со слов "священноинока именем Герасима, иконописца", и является, очевидно, первым дополнением к первоначальному "Мисаилову" Житию Ефрема. Автор первоначального Жития, настоятель обители, предстает героем этого чуда, связанным духовным видением с пребывающим в обители чудотворцем.
Сказание представляет собой ключевой элемент в истории развития текста от Краткой редакции к Пространной. Составитель Пространной редакции размещает его после жизнеописания Ефрема перед всеми чудесами, которые хронологически должны были бы ему предшествовать. Стиль Сказания, вероятно, созданного ранее, чем Пространная редакция, мог служить образцом для Пространной редакции в целом. Отбор биографических данных о "царе Симеоне", попавших в Сказание, представляет большой интерес в контексте других биографических сведений об этом загадочном историческом лице. Сказание представляет собой пример "устной истории" о временах Ивана Грозного, записанной в монастыре уже после Смутного времени.
Сказание представляет собой ключевой элемент в истории развития текста от Краткой редакции к Пространной. Составитель Пространной редакции размещает его после жизнеописания Ефрема перед всеми чудесами, которые хронологически должны были бы ему предшествовать. Стиль Сказания, вероятно, созданного ранее, чем Пространная редакция, мог служить образцом для Пространной редакции в целом. Отбор биографических данных о "царе Симеоне", попавших в Сказание, представляет большой интерес в контексте других биографических сведений об этом загадочном историческом лице. Сказание представляет собой пример "устной истории" о временах Ивана Грозного, записанной в монастыре уже после Смутного времени.