Голосовая нагрузка преподавателей иностранного языка высшей школы при онлайн-преподавании в период пандемии COVID-19: проблемы и стратегии адаптации
Наталья Сергеевна Соколова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Мария Львовна Варнаева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Карина Владимировна Евграфова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
утомляемость голоса, онлайн-преподавание, пандемия COVID-19
Тезисы
Начатое весной 2020 года исследование посвящено изучению влияния онлайн-преподавания на степень голосовой нагрузки и качество голоса преподавателей высшей школы Санкт-Петербурга. В результате нам удалось выявить корреляцию между условиями работы преподавателей и их степенью голосового утомления. Утомляемость голоса, ее клинические симптомы и акустические проявления, уже многие десятилетия изучаются отечественными и зарубежными специалистами. Исследование является уникальным, так как оно совпало с неожиданными беспрецедентными изменениями в специфике и режиме работы преподавателей высшей школы Санкт-Петербурга. Большинство преподавателей иностранного языка не имели опыта дистанционного преподавания в таком объеме. Новая профессиональная реальность, как показывает наше исследование, оказала значительное влияние на степень голосовой нагрузки и качество голоса наших испытуемых. Работа проходила в несколько этапов: на первом этапе 10 участников эксперимента сделали записи фонетически представительного текста на диктофоны мобильных телефонов до и после голосовой нагрузки в день онлайн-преподавания. В эксперименте участвовали лекторы, преподаватели практического курса английского языка и преподаватели практической фонетики. Участники также заполняли анкеты,в которых описывали особенности своего психофизиологического состояния и настроения в день записи, условия работы, а также оставили комментарии о возникших голосовых проблемах. В результате были получены данные о качестве голоса преподавателей ВУЗов, работающих в онлайн-режиме. Были выявлены изменения в темпе речи, длительности безударных и ударных гласных, в частоте основного тона (на основе сравнения с данными по очному преподаванию). Отдельно были проанализированы анкеты участников исследования, в которых они отмечали высокую мускульную нагрузку и дискомфорт во время онлайн-преподавания, снижение качества голоса после голосовой нагрузки, сухость и першение в горле, а также кашель после 3-5 часов работы. Полученные данные, а также сравнение их с данными доковидных исследований позволяют сделать вывод о корреляции между условиями работы (удаленный доступ, необходимость использования компьютерного оборудования, физически комфортными условиями работы) и качеством голоса преподавателей высшей школы. В докладе будут описаны основные стратегии адаптации голосовой нагрузки преподавателей к новым условиям работы. На данном этапе исследование продолжается, звуковой корпус пополняется новыми записями наших испытуемых с целью проследить динамику состояния голосо-речевого аппарата и общего самочувствия участников эксперимента.