50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Мечтательницы: публичные и личные мечты героинь отечественного кино

Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Киномечты; феминистская повестка; мелодрама; Дюркгейм; утопия; ретротопия

Тезисы

В кино идут за мечтой. Наиболее восприимчивыми являются зрительницы, поэтому киномечты визуализируются прежде всего для женской аудитории. В центре внимания – популярные советские ленты, где мечты наиболее ярко артикулированы устами их героинь, а также отдельные российские фестивальные хиты с актуальной феминистской повесткой. В качестве методологии выбраны социологические теории Э. Дюркгейма, М. Вебера, З. Баумана, П. Бергера и Т. Лукмана. В кинотекстах комедий и мелодрам рассматриваются механизмы встраивания личного в публичное. Героини музыкальных киноутопий 30-х доверяли свои мечты о счастье лирической песне, у которой появилась функция перекодирования любовной линии в социальную. По соцреалистическим канонам исполнение романтической мечты предполагалась как награда за трудовые подвиги. Кинематограф оттепели заговорил о сокровенном. В утопии «Девчата» каждая из них отправляется на таёжную стройку коммунизма и в надежде устроить личную жизнь. О счастье как понимании тайно или явно мечтают герои фильма «Доживём до понедельника», откровенничают ученицы в сочинении и вздыхают их учительницы. Отдельное место занимают ретро-фильмы «Завтра была война» и «Место встречи изменить нельзя», в которых девичьи мечты о будущем переносятся из прошлого, но трагически отрефлексированы как несбывшиеся. Советская массовая культура транслировала варианты «мифа успеха», и «мифа о Золушке» («Москва слезам не верит», «Карнавал»), подразумевающие и своих «принцев». Неизменно любимы «рождественские сказки» Э. Рязанова «Ирония судьбы» и «Служебный роман». «Принцы» в них чудаковатые, но и достоверные. Стихи и песни акцентируют мечты о счастье как обретение самого себя. Квинтэссенция женской мечты – мелодрама «Одиноким предоставляется общежитие». В полемике с Дюркгеймом о социальном счастье каждая работница мечтает о любви, о замужестве. Волшебством окрашена новогодняя музыкальная комедия «Чародеи», репрезентирующая и мечты почти каждой женщины побыть ведьмой. Из современного российского кино внимание остановлено на драмах А. Меликян «Звезда» и «Трое», героини которых гоняются за мечтой об успехе, тоскуя по любви. Любопытна новейшая лента «Первый снег» Н. Кончаловской, удачно соединившая в себе и романтические мечты о таинственном «принце», и современные ориентации на карьеру. Мужчины же в мечтах всё больше оттесняются на дальний план, следуя общемировой тенденции, а достижение мечты трансформируется из ценностно-рационального действия в целерациональное (Вебер). Таким образом, советские героини мечтают о любви как «лекарстве от одиночества», подтверждая гипотезу З. Баумана о «ретротопии», тогда как яркие и броские киномечты современных российских дам размываются, что предстоит ещё осмыслить социальным наукам.