Мечтательницы: публичные и личные мечты героинь отечественного кино
Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет
Тверской государственный университет
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Киномечты; феминистская повестка; мелодрама; Дюркгейм; утопия; ретротопия
Тезисы
В кино идут за
мечтой. Наиболее восприимчивыми являются зрительницы, поэтому киномечты
визуализируются прежде всего для женской аудитории. В центре внимания – популярные
советские ленты, где мечты наиболее
ярко артикулированы устами их героинь, а также отдельные российские фестивальные
хиты с актуальной феминистской повесткой. В качестве методологии выбраны социологические
теории Э. Дюркгейма, М. Вебера, З. Баумана, П. Бергера и Т. Лукмана. В кинотекстах комедий и мелодрам рассматриваются
механизмы встраивания личного в публичное. Героини музыкальных киноутопий 30-х доверяли свои
мечты о счастье лирической песне, у которой появилась функция перекодирования
любовной линии в социальную. По соцреалистическим канонам исполнение
романтической мечты предполагалась как награда за трудовые подвиги.
Кинематограф
оттепели заговорил о сокровенном. В утопии «Девчата» каждая из них отправляется
на таёжную стройку коммунизма и в надежде устроить личную жизнь. О счастье как понимании
тайно или явно мечтают герои фильма «Доживём до понедельника», откровенничают ученицы
в сочинении и вздыхают их учительницы. Отдельное место занимают ретро-фильмы «Завтра была
война» и «Место встречи изменить нельзя», в которых девичьи мечты
о будущем переносятся из
прошлого, но трагически отрефлексированы как несбывшиеся. Советская массовая культура транслировала варианты «мифа
успеха», и «мифа о Золушке» («Москва слезам не верит», «Карнавал»),
подразумевающие и своих «принцев».
Неизменно любимы «рождественские сказки» Э. Рязанова «Ирония
судьбы» и «Служебный роман». «Принцы» в них чудаковатые, но и достоверные. Стихи
и песни акцентируют мечты о счастье как обретение самого себя.
Квинтэссенция женской мечты – мелодрама «Одиноким
предоставляется общежитие». В полемике с Дюркгеймом о социальном счастье каждая
работница мечтает о любви, о замужестве. Волшебством окрашена новогодняя музыкальная
комедия «Чародеи», репрезентирующая и мечты почти каждой женщины побыть ведьмой.
Из современного российского кино внимание остановлено
на драмах А. Меликян «Звезда» и «Трое», героини которых гоняются за мечтой об успехе,
тоскуя по любви. Любопытна новейшая лента «Первый снег» Н. Кончаловской, удачно
соединившая в себе и романтические мечты о таинственном «принце», и современные
ориентации на карьеру. Мужчины же в мечтах всё больше оттесняются на дальний план,
следуя общемировой тенденции, а достижение мечты трансформируется из ценностно-рационального
действия в целерациональное (Вебер).
Таким образом, советские героини мечтают о любви как «лекарстве от
одиночества», подтверждая гипотезу З. Баумана о «ретротопии», тогда как яркие и
броские киномечты современных российских дам размываются, что предстоит ещё
осмыслить социальным наукам.