50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Влияние индивидуальных различий в читательском опыте на различные аспекты восприятия письменной речи

Дарья Алексеевна Чернова
Докладчик
старший научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

184 (онлайн, Zoom)
2022-03-15
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

читательский опыт; словарный запас; орфографические навыки; зрительное распознавание слов; восприятие текста; движение глаз при чтении

Тезисы

Читательский опыт (англ.exposure to print) связан с тем, какое количество времени человек посвящает чтению. Читательский опыт является характеристикой, важной для целого ряда психолингвистических исследований, связанных с восприятием письменной речи. Экспериментально показано, что он оказывает значимое влияние на скорость распознавания изолированных слов (Andrews, Lo 2013; Burt, Jared 2016) и слов в составе фразы (Lowder, Gordon 2017), на скорость чтения (Mano, Guerin 2018), на качество понимания прочитанного текста (Martin-Chang & Gould, 2008; Mar, Rain 2015).  Читательский опыт играет ключевую роль для всех исследований, связанных с описанием глазодвигательной активности при чтении, оказывая значимое влияние на целый ряд параметров: амплитуду саккад (Veldre, Andrews 2015; Choi et al. 2015; Slattery, Yates 2018), количество регрессивных саккад (Choi et al. 2015), вероятность пропуска фиксации на  слове (Slattery, Yates 2018).  Есть данные о влиянии индивидуальных различий в читательском опыте и на нейрофизиологическое обеспечение речевой деятельности (Goldman, Manis 2013; Johns et al. 2018). В целом ряде исследований отмечена взаимосвязь между такими компетенциями, как читательский опыт, словарный запас и орфографическая грамотность (Ocal, Ehri 2000; Burt, Fury 2000; Andrews, Bond 2009; Andrews et al. 2020). Устойчивость взаимосвязей между фонологической, графической и семантической репрезентациями слов называют лексическим качеством - Lexical Quality (Perfetti 1985; Perfetti 2007), и оно во многом зависит именно от читательского опыта. В свою очередь, качество лексических репрезентаций у носителя языка определяет его скорость чтения и качество понимания прочитанного (Taylor, Perfetti 2016; Andrews, Lo 2013).  Валидная методика оценки читательского опыта является важным инструментом в экспериментальной лингвистике – она может быть использована для отбора участников с определенным уровнем сформированности читательских навыков в различных исследованиях, включая исследования глазодвигательной активности при чтении или нейрофизиологических коррелятов языковой обработки. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-78-00064, https://rscf.ru/project/21-78-00064/