Влияние индивидуальных различий в читательском опыте на различные аспекты восприятия письменной речи
Дарья Алексеевна Чернова
Докладчик
старший научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184 (онлайн, Zoom)
2022-03-15
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
читательский опыт; словарный запас; орфографические навыки; зрительное
распознавание слов; восприятие текста; движение глаз при чтении
Тезисы
Читательский опыт (англ.exposure to print) связан с тем, какое количество времени человек
посвящает чтению. Читательский опыт является характеристикой, важной для целого
ряда психолингвистических исследований, связанных с восприятием письменной
речи. Экспериментально показано, что он оказывает значимое влияние на скорость
распознавания изолированных слов (Andrews, Lo 2013; Burt, Jared 2016) и слов в
составе фразы (Lowder, Gordon 2017), на скорость чтения (Mano, Guerin 2018), на
качество понимания прочитанного текста (Martin-Chang & Gould, 2008; Mar,
Rain 2015). Читательский опыт играет
ключевую роль для всех исследований, связанных с описанием глазодвигательной
активности при чтении, оказывая значимое влияние на целый ряд параметров:
амплитуду саккад (Veldre, Andrews 2015; Choi et al. 2015; Slattery, Yates
2018), количество регрессивных саккад (Choi et al. 2015), вероятность пропуска
фиксации на слове (Slattery, Yates 2018). Есть данные о влиянии
индивидуальных различий в читательском опыте и на нейрофизиологическое обеспечение
речевой деятельности (Goldman, Manis 2013; Johns et al. 2018). В целом ряде
исследований отмечена взаимосвязь между такими компетенциями, как читательский
опыт, словарный запас и орфографическая грамотность (Ocal, Ehri 2000; Burt,
Fury 2000; Andrews, Bond 2009; Andrews et al. 2020). Устойчивость взаимосвязей
между фонологической, графической и семантической репрезентациями слов называют
лексическим качеством - Lexical Quality (Perfetti 1985; Perfetti 2007), и оно
во многом зависит именно от читательского опыта. В свою очередь, качество
лексических репрезентаций у носителя языка определяет его скорость чтения и
качество понимания прочитанного (Taylor, Perfetti 2016; Andrews, Lo
2013). Валидная методика оценки
читательского опыта является важным инструментом в экспериментальной
лингвистике – она может быть использована для отбора участников с определенным
уровнем сформированности читательских навыков в различных исследованиях,
включая исследования глазодвигательной активности при чтении или
нейрофизиологических коррелятов языковой обработки. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-78-00064,
https://rscf.ru/project/21-78-00064/