50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Синтез жанров как определяющий показатель нового этапа в поэзии английского Просвещения (на примере сочинений О. Голдсмита)

Джульетта Гаджиевна Алилова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-17
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

английское Просвещение, синтез жанров, элегия, пародия, Оливер Голдсмит

Тезисы

В поэтическом творчестве синтез жанров представляет собой соединение разнообразных художественных приемов, зачастую считавшихся несовместимыми.  В малых поэтических формах  и в неоконченной поэме «Каждому по заслугам» (1774) Оливер Голдсмит переосмысливает известный античный принцип «поучать и развлекать», распространённый  в просветительской классицистической литературе. Меняя дидактическую тональность стиха на юмористическую,  поэт смещает акцент с поучения на развлечение и таким образом  превращает назидание в шутку. Сочинения Голдсмита с авторским указанием на жанровую принадлежность к элегии (напр., «Элегия на смерть красы слабого пола госпожи Мэри Блез», 1759) по существу относятся к литературным пародиям на погребальную сентименталистскую элегию. Подобно тому, как пародийным оригиналом у Л. Стерна были произведения, принадлежащие ведущим просветительским классицистам («Заметки о некоторых областях Италии» (1765) Дж. Аддисона, эпистолярное наследие А. Поупа), объектом пародий Голдсмита послужила тематика и художественные особенности сентиментальной элегии с ее меланхолией, обилием «чрезмерных» эпитетов и метафор. Жанровая идентификация рассматриваемых сочинений Голдсмита основана прежде всего на определении жанровой принадлежности «второго плана», т. е. «пародируемого оригинала». Необходимость введения подобного типологического аспекта обоснована недооценкой «второго плана», его природы и жанровых особенностей для всестороннего анализа произведения, совмещающего характеристики жанров, находящихся на разных «полюсах» жанровой системы или за ее пределами. Литературные пародии Голдсмита связаны с пародийным объектом как посредством сходных элементов, к числу которых относятся  словарные единицы, рифмы, наконец, авторское указание на жанровую принадлежность, так и посредством несходных элементов – синтаксисом, ритмом, тональностью (изменение последней в элегии влечет за собой нарушение законов жанра). Пародийные элегии Голдсмита представляют собой разновидность «смехового» жанра, который пародирует условно возвышенные темы искусства. Их цель – создание «смехового и критического корректива» (термин М. М. Бахтина) к «возвышенному» элегическому жанру. Замена объективного идеала  иронической условностью, серьезности и дидактизма – игрой и шуткой объясняется скептическим мироощущением Голдсмита. Атмосфера пародийности в его сочинениях возникает благодаря иронической проекции на оригинал («второй план»). Поэт восхваляет свойства, которые, по существу, отрицает. Заметим, что подобная ироническая двуплановость является основополагающим принципом рококо. Синтез жанров в английской поэзии третьей четверти XVIII века свидетельствует о кардинальных изменениях в поэтическом процессе и переходе к новому этапу в литературе английского Просвещения.