Синтез жанров как определяющий показатель нового этапа в поэзии английского Просвещения (на примере сочинений О. Голдсмита)
Джульетта Гаджиевна Алилова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-17
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
английское Просвещение, синтез жанров, элегия, пародия, Оливер Голдсмит
Тезисы
В поэтическом творчестве
синтез жанров представляет собой соединение разнообразных художественных
приемов, зачастую считавшихся несовместимыми. В малых поэтических формах и в неоконченной поэме «Каждому по заслугам»
(1774) Оливер Голдсмит переосмысливает известный античный принцип «поучать и
развлекать», распространённый в
просветительской классицистической литературе. Меняя дидактическую тональность
стиха на юмористическую, поэт смещает
акцент с поучения на развлечение и таким образом превращает назидание в шутку.
Сочинения Голдсмита с
авторским указанием на жанровую принадлежность к элегии (напр., «Элегия на
смерть красы слабого пола госпожи Мэри Блез», 1759) по существу относятся к
литературным пародиям на погребальную сентименталистскую элегию. Подобно тому,
как пародийным оригиналом у Л. Стерна были произведения, принадлежащие
ведущим просветительским классицистам («Заметки о некоторых областях Италии» (1765)
Дж. Аддисона, эпистолярное наследие А. Поупа), объектом пародий
Голдсмита послужила тематика и художественные особенности сентиментальной
элегии с ее меланхолией, обилием «чрезмерных» эпитетов и метафор.
Жанровая идентификация рассматриваемых сочинений
Голдсмита основана прежде всего на определении жанровой принадлежности «второго
плана», т. е. «пародируемого оригинала». Необходимость введения подобного
типологического аспекта обоснована недооценкой «второго плана», его природы и
жанровых особенностей для всестороннего анализа произведения, совмещающего
характеристики жанров, находящихся на разных «полюсах» жанровой системы или за
ее пределами. Литературные пародии Голдсмита связаны с пародийным объектом как
посредством сходных элементов, к числу которых относятся словарные единицы, рифмы, наконец, авторское
указание на жанровую принадлежность, так и посредством несходных элементов –
синтаксисом, ритмом, тональностью (изменение последней в элегии влечет за собой нарушение законов жанра). Пародийные элегии Голдсмита представляют
собой разновидность «смехового» жанра, который пародирует условно возвышенные
темы искусства. Их цель – создание «смехового и критического корректива»
(термин М. М. Бахтина) к «возвышенному» элегическому жанру.
Замена объективного
идеала иронической условностью,
серьезности и дидактизма – игрой и шуткой объясняется скептическим мироощущением
Голдсмита. Атмосфера пародийности в его сочинениях возникает благодаря
иронической проекции на оригинал («второй план»). Поэт восхваляет свойства,
которые, по существу, отрицает. Заметим, что подобная ироническая двуплановость
является основополагающим принципом рококо.
Синтез жанров в английской поэзии третьей
четверти XVIII века свидетельствует о кардинальных изменениях в
поэтическом процессе и переходе к новому этапу в литературе английского
Просвещения.