Особенности и перспективы применения чат-ботов для изучения иностранных языков
Светлана Юрьевна Рубцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ильдар Ильбекович Ибрагимов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Вадим Юрьевич Голубев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
402(онлайн МсТимз)
2022-03-17
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Изучение иностранных языков, искусственный интеллект, чат-боты
Тезисы
Системы на основе искусственного интеллекта (ИИ-системы),
машинное обучение, нейронные сети и анализ больших данных в последние годы
стремительно развиваются и находят своё применение в различных областях.
Перечисленные технологии всё шире используются и в сфере образования, в
частности, в изучении иностранных языков. В этой связи особенно интересно
остановиться на чат-ботах, с которыми нам всё чаще приходится сталкиваться в
различных жизненных ситуациях (достаточно упомянуть вошедших в широкий обиход
голосовых помощников Google, Siri или Алиса). Являясь ИИ-системами, чат-боты
представляют собой разговорные интерфейсы, призванные обрабатывать естественный
язык, то есть, в нашем случае, — сам объект изучения. Однако вместо ожидаемого
разнообразия образовательных платформ с применением чат-ботов, их использование
в интересующей нас сфере на сегодняшний день достаточно ограниченно. Людям, не
имеющим опыта общения с чат-ботами, причина такого пробела может быть не
очевидна. При взаимодействии с одним из вышеперечисленных голосовых помощников
их способность помочь в решении простых задач может поначалу удивлять, однако
при попытке расширить границы диалога редко удаётся выйти за пределы нескольких
обменов репликами. Также серьёзным недостатком чат-ботов, работающих с
письменным текстом, является их чувствительность к орфографии. Кроме того, база
знаний у чат-ботов весьма ограниченна. Наконец, чат-боты неспособны
обрабатывать и давать ответ сразу на несколько предложений, что нормально для
человеческого общения. Всё это обусловлено тем, что, достижения в области науки
о данных и обработки естественного языка всё ещё недостаточны для появления
полноценных чат-ботов для изучения языков. Некоторые исследователи считают, что
крупных прорывов в коммуникативных навыках чат-ботов в ближайшее время вообще
не предвидится (Р. Дейл). Вместе с тем, эффективность чат-ботов можно
существенно повысить даже при имеющемся уровне развития ИИ-систем. Р. Майер и
Л. Фрайер предлагают предпринять следующие шаги: (1) максимально "очеловечить"
чат-бота: приблизить звучание его голоса к человеческому (что фактически
осуществлено в проекте Яндекса Yandex SpeechKit), наделить мимикой и
жестикуляцией (компания Hour One уже реализует подобные продукты на
коммерческой основе); (2) применять нескольких чат-ботов для поддержки диалога
с одним и тем же человеком для преодоления "остановок" чат-бота на
каком-то этапе беседы; (3) сузить аудиторию конкретного чат-бота: например, для
детей линейная последовательность вопросов и ответов может оказаться более
полезной и менее скучной, чем для взрослых. Наиболее успешные платформы
обучения иностранным языкам (такие как Duolingo и Mondly) уже применяют эти
идеи.