50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности и перспективы применения чат-ботов для изучения иностранных языков

Светлана Юрьевна Рубцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Ильдар Ильбекович Ибрагимов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Вадим Юрьевич Голубев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

402(онлайн МсТимз)
2022-03-17
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Изучение иностранных языков, искусственный интеллект, чат-боты

Тезисы

Системы на основе искусственного интеллекта (ИИ-системы), машинное обучение, нейронные сети и анализ больших данных в последние годы стремительно развиваются и находят своё применение в различных областях. Перечисленные технологии всё шире используются и в сфере образования, в частности, в изучении иностранных языков. В этой связи особенно интересно остановиться на чат-ботах, с которыми нам всё чаще приходится сталкиваться в различных жизненных ситуациях (достаточно упомянуть вошедших в широкий обиход голосовых помощников Google, Siri или Алиса). Являясь ИИ-системами, чат-боты представляют собой разговорные интерфейсы, призванные обрабатывать естественный язык, то есть, в нашем случае, — сам объект изучения. Однако вместо ожидаемого разнообразия образовательных платформ с применением чат-ботов, их использование в интересующей нас сфере на сегодняшний день достаточно ограниченно. Людям, не имеющим опыта общения с чат-ботами, причина такого пробела может быть не очевидна. При взаимодействии с одним из вышеперечисленных голосовых помощников их способность помочь в решении простых задач может поначалу удивлять, однако при попытке расширить границы диалога редко удаётся выйти за пределы нескольких обменов репликами. Также серьёзным недостатком чат-ботов, работающих с письменным текстом, является их чувствительность к орфографии. Кроме того, база знаний у чат-ботов весьма ограниченна. Наконец, чат-боты неспособны обрабатывать и давать ответ сразу на несколько предложений, что нормально для человеческого общения. Всё это обусловлено тем, что, достижения в области науки о данных и обработки естественного языка всё ещё недостаточны для появления полноценных чат-ботов для изучения языков. Некоторые исследователи считают, что крупных прорывов в коммуникативных навыках чат-ботов в ближайшее время вообще не предвидится (Р. Дейл). Вместе с тем, эффективность чат-ботов можно существенно повысить даже при имеющемся уровне развития ИИ-систем. Р. Майер и Л. Фрайер предлагают предпринять следующие шаги: (1) максимально "очеловечить" чат-бота: приблизить звучание его голоса к человеческому (что фактически осуществлено в проекте Яндекса Yandex SpeechKit), наделить мимикой и жестикуляцией (компания Hour One уже реализует подобные продукты на коммерческой основе); (2) применять нескольких чат-ботов для поддержки диалога с одним и тем же человеком для преодоления "остановок" чат-бота на каком-то этапе беседы; (3) сузить аудиторию конкретного чат-бота: например, для детей линейная последовательность вопросов и ответов может оказаться более полезной и менее скучной, чем для взрослых. Наиболее успешные платформы обучения иностранным языкам (такие как Duolingo и Mondly) уже применяют эти идеи.