Оценка иноязычной речи студентов-лингвистов преподавателями фонетики: аспект восприятия
Наталья Витальевна Сухова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-15
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
фонетика; критерии оценки; фонетическая компетенция; VIMAP
Тезисы
Современная
образовательная среда влияет на изменения учебных планов и программ дисциплин. Набор
и содержание программ лингвистических профилей уходит от баланса теоретических
и практических языковых дисциплин в сторону предметов, нацеленных на
формирование универсальных и профессиональных компетенций.
В кругу преподавателей традиционных
лингвистических дисциплин появляются молодые кадры, которые воспитывались в
духе компетентностного подхода.
Все чаще в перечне
дисциплин в программе бакалавриата «Лингвистика» находим, что «Практическая
фонетика английского языка» сводится к годичному курсу (108 академических часов
в семестр), или вовсе отсутствует.
Однако если такой предмет
есть, то преподаватели оказываются очень разнородными в своем образовании,
опыте и восприятии.
Данная работа посвящена
анализу критериев оценки студенческих аудиозаписей преподавателями-фонетистами
и является продолжение уже завершенного проекта (Sukhova, 2021). Гипотеза
исследования состоит в том, что речь студентов оценивается преподавателями-фонетистами
вне зависимости от критериальных установок (их отсутствия vs строго
заданной матрицы оценки по сегментному и супрасегментному уровням), что в
результирующем анализе покажет, что речь оценивается также, как произведение
живописи. Для проверки гипотезы была выбрана нейроэстетическая модель коллектива авторов (Pelowski, Markey, Forster et al., 2017) VIMAP – The Vienna Integrated Model of top-down and
bottom-up processes in Art Perception.
Методика проведения данного
исследования заключается в том, что преподаватели «Практической фонетики»
оценивают одни и те же студенческие записи сначала в свободном режиме, без
предписаний, а потом по заданному алгоритму. Полученные результаты должны
доказать или опровергнуть гипотезу.
Философским основанием
исследования являются идеи о том, что уменьшение фонетики как дисциплины
лингвистических профилей приводит к непрофессионализму со стороны
преподавателей, а с другой, – что фонетическая сторона речи воспринимается
индивидуально, почти также, как произведения искусства, что не имеет прямого
отношения к глубоким предметным знаниям.
Список литературы:
1) Sukhova N.V. (2021). Phonetics as an Art: Real or Surreal Assessment Criteria?. In: Sukhova N.V., Dubrovskaya T., Lobina Y.A. (eds) Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy. Numanities – Arts and Humanities in Progress, vol 20. Springer, Cham.
2) Pelowski M., Markey P.S, Forster M., Gerger G., Leder H. (2017). Move Me, Astonish Me…Delight My Eyes and Brain: The Vienna Integrated Model of Top-down and Bottom-up Processes in Art Perception (VIMAP) and Corresponding Affective, Evaluative, and Neuropsychological Correlates. Physics of Life Reviews 21: 80–125.
Список литературы:
1) Sukhova N.V. (2021). Phonetics as an Art: Real or Surreal Assessment Criteria?. In: Sukhova N.V., Dubrovskaya T., Lobina Y.A. (eds) Multimodality, Digitalization and Cognitivity in Communication and Pedagogy. Numanities – Arts and Humanities in Progress, vol 20. Springer, Cham.
2) Pelowski M., Markey P.S, Forster M., Gerger G., Leder H. (2017). Move Me, Astonish Me…Delight My Eyes and Brain: The Vienna Integrated Model of Top-down and Bottom-up Processes in Art Perception (VIMAP) and Corresponding Affective, Evaluative, and Neuropsychological Correlates. Physics of Life Reviews 21: 80–125.