50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Строфика В. В. Набокова: мнимый консерватизм и скрытое экспериментаторство

Ольга Сергеевна Лалетина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-17
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Набоков, строфика, русский стих, стиховедение

Тезисы

Строфические формы В. В. Набокова не раз становились предметом стиховедческих исследований; наиболее полно их специфика описана в работах Дж. Смита и О. И. Федотова, которые ставили перед собой задачу охарактеризовать стих Набокова как систему, выявить черты, определяющие ее уникальность в контексте русского стиха XIX–XX вв. (см.: Смит Дж. Русский стих Набокова // Смит Дж. Взгляд извне: Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 95–115; Федотов О. И. Между Моцартом и Сальери (о поэтическом даре Набокова). М., 2015). Показательно, что в общем выводе упомянутые работы совпадают друг с другом: Набоков предстает в интерпретации исследователей консервативным автором, который продолжает традиции классической поэзии XIX в. и отказывается от стиховых экспериментов, начатых на рубеже XIX–XX вв. символистами; на уровне строфики эта поэтическая установка проявляется в культивировании нейтральных 4-стиший рифмовки AbAb — именно они составляют основной фон в строфическом репертуаре Набокова; на общем фоне выделяются немногочисленные экспериментальные формы — прежде всего, сонеты, терцины, элегический дистих, одическая и онегинская строфы и т.д. В докладе вопрос о специфике строфического репертуара Набокова рассмотрен под новым углом зрения. Предпринятое описание является первым полным фронтальным описанием строфического репертуара Набокова и впервые охватывает все доступные на сегодняшний день произведения поэта (658 текстов, содержащих 18470 строк; учтены как самостоятельные стихотворные произведения, так и стихотворные фрагменты, включенные в состав «сводных форм»). Анализ строфики выполнен по максимально возможному числу параметров, ряд из которых ранее не использовался стиховедами для описания набоковской поэзии (учтен стиховой объем произведений; выполнено дифференцированное описание тождественных, нетождественных, одиночных строф; зафиксированы различные графические варианты оформления текстов; рассмотрены сочетания строфических форм со стихотворными размерами; определена частота встречаемости каждой метрико-строфической формы; и т.д.). Столь высокая степень подробности описания материала позволила выявить экспериментальные стиховые структуры, до сих пор не отмеченные и не прокомментированные исследователями творчества Набокова (регулярные нетождественные строфы, дериваты рондо и триолета, моностихи, строфы сквозной рифмовки и др.), высказать и обосновать предположение о редком даже для поэзии ХХ в. разнообразии строфических форм Набокова.