Строфика В. В. Набокова: мнимый консерватизм и скрытое экспериментаторство
Ольга Сергеевна Лалетина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-17
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Набоков, строфика, русский стих, стиховедение
Тезисы
Строфические формы В. В. Набокова не раз становились
предметом стиховедческих исследований; наиболее полно их специфика описана в работах
Дж. Смита и О. И. Федотова, которые ставили перед собой задачу охарактеризовать
стих Набокова как систему, выявить черты, определяющие ее уникальность в
контексте русского стиха XIX–XX вв. (см.: Смит Дж. Русский стих Набокова //
Смит Дж. Взгляд извне: Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 95–115;
Федотов О. И. Между Моцартом и Сальери (о поэтическом даре Набокова). М.,
2015). Показательно, что в общем выводе упомянутые работы совпадают друг
с другом: Набоков предстает в интерпретации исследователей консервативным автором,
который продолжает традиции классической поэзии XIX в. и
отказывается от стиховых экспериментов, начатых на рубеже XIX–XX вв. символистами; на уровне строфики эта поэтическая установка
проявляется в культивировании нейтральных 4-стиший рифмовки AbAb — именно они составляют основной
фон в строфическом репертуаре Набокова; на общем фоне выделяются
немногочисленные экспериментальные формы — прежде всего, сонеты, терцины,
элегический дистих, одическая и онегинская строфы и т.д.
В докладе вопрос о специфике строфического репертуара Набокова
рассмотрен под новым углом зрения. Предпринятое описание является первым полным фронтальным
описанием строфического репертуара Набокова и впервые охватывает все доступные
на сегодняшний день произведения поэта (658 текстов, содержащих
18470 строк; учтены как самостоятельные стихотворные произведения, так и
стихотворные фрагменты, включенные в состав «сводных форм»). Анализ строфики выполнен
по максимально возможному числу параметров, ряд из которых ранее не использовался
стиховедами для описания набоковской поэзии (учтен стиховой объем произведений;
выполнено дифференцированное описание тождественных, нетождественных, одиночных
строф; зафиксированы различные графические варианты оформления текстов;
рассмотрены сочетания строфических форм со стихотворными размерами; определена
частота встречаемости каждой метрико-строфической формы; и т.д.). Столь высокая
степень подробности описания материала позволила выявить экспериментальные
стиховые структуры, до сих пор не отмеченные и не прокомментированные
исследователями творчества Набокова (регулярные нетождественные строфы, дериваты
рондо и триолета, моностихи, строфы сквозной рифмовки и др.), высказать и
обосновать предположение о редком даже для поэзии ХХ в. разнообразии строфических
форм Набокова.