50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Когнитивно-семиотический механизм создания пространственных образов (на материале текста Ольги Токарчук "Бегуны")

Светлана Сергеевна Иванова
Докладчик
доцент
НИУ Московский государственный строительный университет

4-У (онлайн МСТимз)
2022-03-21
14:15 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

репрезентация; когнитивное картирование; локус; индексально-иконический знак. 

Тезисы

Отличительной особенностью идиостиля польской писательницы Ольги Токарчук (род. 1962) является "картографичность", то есть особенный интерес к осмыслению пространственных сред различных типов.
В докладе представлен анализ индивидуально-авторских лингвосемиотических особенностей создания, вербализации / визуализации пространственных представлений. Ключевым понятием работы является понятие когнитивного картирования. Термин «ментальная карта» введен Эдвардом Толменом в 1948 г. На данный момент параллельно используются понятия: ментальные карты, когнитивные, интеллектуальные. Везде речь идёт о знаковом способе хранения и структурирования информации, имеющей географическую (пространственную) «привязку», о реконструкции и конструировании пространства в сознании говорящего субъекта.
В докладе ставится акцент на конструировании пространственных образов. То есть объектом являются вербальные и визуальные карты как пространственные конструкты индивидуального сознания, а одним из практических результатов – карта как инструмент интерпретации текстов. Вот почему мы останавливаемся на понятии когнитивное картирование, которое подразумевает изучение индивидуальных когнитивных особенностей вербализации / визуализации пространственных представлений. По существу, когнитивная карта – не сам пространственный образ, но его формализованная схема.
 В текстах Ольги Токарчук репрезентируется не только физическое пространство, но и ментальное, духовное пространство, пространство различных языков, культур. Так, в романе «Бегуны» (2007) представлены различные типы локусов:   
1) ландшафты (природные, социальные: статические пространственные образы, перемещения объектов, смена пространственных координат субъектом речи): Tam zaczyna się mała, zaniedbana stara winnica, a w niej widzą dom z kamienia, podobny do kiosku, przykryty zardzewiałą blachą falistą.  
2) тексты культуры (I wiele rzeczy, barów, sklepów, łodzi nazywa się «Posejdon». Albo «Neptun»), 
 3) ментальные пространства (память, воображение нарратора и читателя).
 Помимо вербальных «карт», в текст романа включены и визуальные. Эти карты позволяют соотносить вербальные номинации локусов (индексы в вербальном тексте) с обозначениями на визуальных картах. При этом число визуальных карт может быть увеличено за счёт создания этих карт в процессе интерпретации текста читателем.
 С когнитивно-семиотической точки зрения, результатом репрезентации пространственных сред в тексте романа становится система карт как сложных индексально-иконических знаков. Языковой / текстовый механизм репрезентации включает номинацию локуса (индексальный знак) и развернутое описание как иконический компонент.