Когнитивно-семиотический механизм создания пространственных образов (на материале текста Ольги Токарчук "Бегуны")
Светлана Сергеевна Иванова
Докладчик
доцент
НИУ Московский государственный строительный университет
НИУ Московский государственный строительный университет
4-У (онлайн МСТимз)
2022-03-21
14:15 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
репрезентация; когнитивное картирование; локус; индексально-иконический знак.
Тезисы
Отличительной
особенностью идиостиля польской писательницы Ольги Токарчук (род. 1962)
является "картографичность", то есть особенный интерес к осмыслению
пространственных сред различных типов.
В докладе представлен анализ индивидуально-авторских лингвосемиотических особенностей создания, вербализации / визуализации пространственных представлений. Ключевым понятием работы является понятие когнитивного картирования. Термин «ментальная карта» введен Эдвардом Толменом в 1948 г. На данный момент параллельно используются понятия: ментальные карты, когнитивные, интеллектуальные. Везде речь идёт о знаковом способе хранения и структурирования информации, имеющей географическую (пространственную) «привязку», о реконструкции и конструировании пространства в сознании говорящего субъекта.
В докладе ставится акцент на конструировании пространственных образов. То есть объектом являются вербальные и визуальные карты как пространственные конструкты индивидуального сознания, а одним из практических результатов – карта как инструмент интерпретации текстов. Вот почему мы останавливаемся на понятии когнитивное картирование, которое подразумевает изучение индивидуальных когнитивных особенностей вербализации / визуализации пространственных представлений. По существу, когнитивная карта – не сам пространственный образ, но его формализованная схема.
В текстах Ольги Токарчук репрезентируется не только физическое пространство, но и ментальное, духовное пространство, пространство различных языков, культур. Так, в романе «Бегуны» (2007) представлены различные типы локусов:
1) ландшафты (природные, социальные: статические пространственные образы, перемещения объектов, смена пространственных координат субъектом речи): Tam zaczyna się mała, zaniedbana stara winnica, a w niej widzą dom z kamienia, podobny do kiosku, przykryty zardzewiałą blachą falistą.
2) тексты культуры (I wiele rzeczy, barów, sklepów, łodzi nazywa się «Posejdon». Albo «Neptun»),
3) ментальные пространства (память, воображение нарратора и читателя).
Помимо вербальных «карт», в текст романа включены и визуальные. Эти карты позволяют соотносить вербальные номинации локусов (индексы в вербальном тексте) с обозначениями на визуальных картах. При этом число визуальных карт может быть увеличено за счёт создания этих карт в процессе интерпретации текста читателем.
С когнитивно-семиотической точки зрения, результатом репрезентации пространственных сред в тексте романа становится система карт как сложных индексально-иконических знаков. Языковой / текстовый механизм репрезентации включает номинацию локуса (индексальный знак) и развернутое описание как иконический компонент.
В докладе представлен анализ индивидуально-авторских лингвосемиотических особенностей создания, вербализации / визуализации пространственных представлений. Ключевым понятием работы является понятие когнитивного картирования. Термин «ментальная карта» введен Эдвардом Толменом в 1948 г. На данный момент параллельно используются понятия: ментальные карты, когнитивные, интеллектуальные. Везде речь идёт о знаковом способе хранения и структурирования информации, имеющей географическую (пространственную) «привязку», о реконструкции и конструировании пространства в сознании говорящего субъекта.
В докладе ставится акцент на конструировании пространственных образов. То есть объектом являются вербальные и визуальные карты как пространственные конструкты индивидуального сознания, а одним из практических результатов – карта как инструмент интерпретации текстов. Вот почему мы останавливаемся на понятии когнитивное картирование, которое подразумевает изучение индивидуальных когнитивных особенностей вербализации / визуализации пространственных представлений. По существу, когнитивная карта – не сам пространственный образ, но его формализованная схема.
В текстах Ольги Токарчук репрезентируется не только физическое пространство, но и ментальное, духовное пространство, пространство различных языков, культур. Так, в романе «Бегуны» (2007) представлены различные типы локусов:
1) ландшафты (природные, социальные: статические пространственные образы, перемещения объектов, смена пространственных координат субъектом речи): Tam zaczyna się mała, zaniedbana stara winnica, a w niej widzą dom z kamienia, podobny do kiosku, przykryty zardzewiałą blachą falistą.
2) тексты культуры (I wiele rzeczy, barów, sklepów, łodzi nazywa się «Posejdon». Albo «Neptun»),
3) ментальные пространства (память, воображение нарратора и читателя).
Помимо вербальных «карт», в текст романа включены и визуальные. Эти карты позволяют соотносить вербальные номинации локусов (индексы в вербальном тексте) с обозначениями на визуальных картах. При этом число визуальных карт может быть увеличено за счёт создания этих карт в процессе интерпретации текста читателем.
С когнитивно-семиотической точки зрения, результатом репрезентации пространственных сред в тексте романа становится система карт как сложных индексально-иконических знаков. Языковой / текстовый механизм репрезентации включает номинацию локуса (индексальный знак) и развернутое описание как иконический компонент.