50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

"Конструкт "нового советского человека": от экранной мечты к реальности"

Владимир Алексеевич Колотаев
Докладчик
профессор
Российский государственный гуманитарный университет

133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-17
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Продуктивная идентичность, советский человек, кино-авангард, протезирование субъектности
  

Тезисы

В рамках революционного авангарда на стыке марксистского мировоззрения и религиозной доктрины имеславия возникает утопическая идея нового человека, рожденного пролетарской революцией. Средствами киновыразительности формируется культурно-историческая модель идентичности, носитель которой обладает способностью производить идеальную реальность, мечту, и рассматривать ее как цель, подчиняющую его активность. Главной чертой нового субъекта, носителя продуктивной идентичности, является его "отчужденная воля", замененная утопическим идеалом, созданным в среде воображаемого художниками революционного кино-авангарда. 
Появляется тип героя, у которого отсутствует важнейшая функциональная часть субъективности, он не способен принимать на себя ответственность за свои поступки, самостоятельно действовать, полагаясь на собственный выбор. Происходит вынужденное делегирование активного начала героя авторитетному Другому, проводнику чей-то воли, агенту власти, парторгу, старому большевику, чекисту и др. актантам киноповествования, которые и являются настоящими субъектами действия, хотя чисто формально их позиция совпадает с функциями волшебного помощника, либо дарителя. Хрестоматийным примером такой модели становится фильм Г.Н. Васильева и С.Д. Васильева «Чапаев» (1934). 
Конструирование нового человека с ампутированной частью психической организации можно проследить на материале фильмов одного из самых ангажированных режиссеров советского кино Г.В. Александрова. Создатель кинокомедий интуитивно отразил драматические процессы перехода от революционной к партийной исторической парадигме. Начало этого пути положил фильм «Веселые ребята» (1934), который еще полностью соответствует модели революционной концепции человека как проекта собственных усилий. В комедии «Волга, Волга» (1938) зрителю направляется посыл с двойственным содержанием: с одной стороны, Дуня всего добивается сама, с другой, – успех на музыкальном состязании и воссоединение с возлюбленным (сказочный финал, свадьба) достигается ценой как бы делегирования части себя народу, отказа от авторства, от субъектности. Но пока это еще амбивалентная, неявная, содержащая двойственное прочтение конструкция. Совершенно четкое послание появляется в следующем фильме «Светлый путь» (1940).
Созданная в 1930-е гг. советским киноискусством модель личности с оттторгнутой субъектностью начала активно осваиваться, усваиваться и распространяться не только в кино, но и в социальной действительности, становясь той идеальной формой, по которой строили себя не только киногерои, но и реальные люди. Любопытно проследить, как в дальнейшем развивалась данная модель в отечественном киноискусстве 1950–1980-х гг. Представляется, что рожденный кино 1930-х гг. образ, остается доминирующим в культуре до конца 1980-х гг.