50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Тексты с семантикой мобильности и укорененности в самовосприятии сообщества и внешних импульсах в России в XIX-XX вв.

Алексей Валерианович Михайлов
Докладчик
доцент
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

195 (МСТимз)
2022-03-18
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Укорененность, мобильность, освоение нового пространства, обживание, внешние импульсы к перемещению, движение населения, Россия в XIX-XX веках


Тезисы

Достойным объектом изучения филолога могут быть внешние и внутренние факторы, обуславливающие пребывание на месте или мобильность сообществ в России. Лонгитюдные исследования, охватывающие начала и концы, причины и телеологию демографических процессов, могут и должны быть социологическими, историческими, психологическими, экономическими, политическими, конфессиональными и иными. Для филолога показательны автосвидетельства индивидуальных и коллективных участников процессов стабильности / мобильности — тексты воспоминаний, дневников, публикации СМИ, литература-фикшн. Интересны внешние для сообществ побудительные тексты и идеологемы для перемещения людских сообществ. Эти тексты представлены больше документами от властей, текстами СМИ и иной продукцией. Ситуация восприятия относительно стабильными и оседлыми сообществами внешних импульсов разной степени категоричности и обязательности также может быть интересным объектом филологического интереса. Еще более познавательно глубокой и обещающей становится перцепция внешних импульсов к мобильности (значительно реже — воздержанию от перемещения, оставлению на месте пребывания) и трансформация («метаболизация») их в вид приемлемых, действенных внутренних стимулов, а далее — результирующие «добровольные» перемещения. В этом ряду — и «вербовка», и «трудармии», и целинная эпопея, и военные перемещения, и превентивные специальные движения (например, заселение Пруссии после Великой Отечественной войны ненемецким населением, создание Еврейской автономной области на Дальнем Востоке). Отдельное место в истории текстов российской мобильности занимает ГУЛаг, его создание и наполнение человеческими ресурсами. В соотношениях оседлости и мобильности примечательны функциональные замены идеологически нагруженных объектов (Соловки как святая православная группа островов vs символ советской «перековки» антисоветских сообществ). Особенными текстопорождающими явлениями в истории России могут быть и перемещения в связи с большими строительными проектами (в XX веке — БАМ, гидроэлектростанции в Европейской части страны, в Средней Азии и Сибири). Это не только тексты типа поэмы «Братская ГЭС» Е.А.Евтушенко, повести «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина. Важно обозначение субъекта побудительного импульса (к пребыванию на месте / мобильности): «веление времени», воля лидера, «народное чаяние» или иное. Пребывание на месте в русской традиции положительно (но «под лежачий камень вода не течет»), ср. народное отношение к слову «эвакуированные» — «выковырянные», т.е. ‘лишившиеся места’. Как при этом «движение» (мобильность) приобретает позитивность, как именно это изменение аргументируется в тексте, — тоже важный объект изучения.