Тексты с семантикой мобильности и укорененности в самовосприятии сообщества и внешних импульсах в России в XIX-XX вв.
Алексей Валерианович Михайлов
Докладчик
доцент
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
195 (МСТимз)
2022-03-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Укорененность,
мобильность, освоение нового пространства, обживание, внешние импульсы к
перемещению, движение населения, Россия в XIX-XX веках
Тезисы
Достойным
объектом изучения филолога могут быть внешние и внутренние факторы, обуславливающие
пребывание на месте или мобильность сообществ в России. Лонгитюдные исследования,
охватывающие начала и концы, причины и телеологию демографических процессов,
могут и должны быть социологическими, историческими, психологическими,
экономическими, политическими, конфессиональными и иными.
Для филолога показательны
автосвидетельства индивидуальных и коллективных участников процессов
стабильности / мобильности — тексты воспоминаний, дневников, публикации СМИ, литература-фикшн.
Интересны
внешние для сообществ побудительные тексты и идеологемы для перемещения людских
сообществ. Эти тексты представлены больше документами от властей, текстами СМИ
и иной продукцией.
Ситуация
восприятия относительно стабильными и оседлыми сообществами внешних импульсов
разной степени категоричности и обязательности также может быть интересным
объектом филологического интереса.
Еще более познавательно
глубокой и обещающей становится перцепция внешних импульсов к мобильности (значительно
реже — воздержанию от перемещения, оставлению на месте пребывания) и трансформация
(«метаболизация») их в вид приемлемых, действенных внутренних стимулов, а далее
— результирующие «добровольные» перемещения.
В этом ряду —
и «вербовка», и «трудармии», и целинная эпопея, и военные перемещения, и
превентивные специальные движения (например, заселение Пруссии после Великой
Отечественной войны ненемецким населением, создание Еврейской автономной
области на Дальнем Востоке).
Отдельное
место в истории текстов российской мобильности занимает ГУЛаг, его создание и
наполнение человеческими ресурсами.
В соотношениях
оседлости и мобильности примечательны функциональные замены идеологически
нагруженных объектов (Соловки как святая православная группа островов vs символ советской «перековки»
антисоветских сообществ).
Особенными
текстопорождающими явлениями в истории России могут быть и перемещения в связи
с большими строительными проектами (в XX веке — БАМ, гидроэлектростанции в
Европейской части страны, в Средней Азии и Сибири). Это не только тексты типа поэмы
«Братская ГЭС» Е.А.Евтушенко, повести «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина.
Важно обозначение
субъекта побудительного импульса (к пребыванию на месте / мобильности): «веление
времени», воля лидера, «народное чаяние» или иное.
Пребывание на
месте в русской традиции положительно (но «под лежачий камень вода не течет»),
ср. народное отношение к слову «эвакуированные» — «выковырянные», т.е. ‘лишившиеся
места’. Как при этом «движение» (мобильность) приобретает позитивность, как именно
это изменение аргументируется в тексте, — тоже важный объект изучения.