Концептуализации речевого действия в поэтическом языке Г.Лысенко
Синьюй Ли
Докладчик
аспирант
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
195 (МСТимз)
2022-03-19
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Концепт; концептосфера; концептуализация; концептуальный анализ; картина мира.
Тезисы
Описание
языка поэзии – одно из ведущих направлений современной антрополингвистики.
Поэтический мир, система образов, условия их формирования - область
проблем, которая может быть описана в парадигме когнитивного подхода через
структурирование полей базовых концептов. Цель исследования: рассмотреть, как речевые действия молчания и звучания концептуализируются в лирике дальневосточного поэта Геннадия Лысенко, чтобы получить представление о ценностных составляющих
мира поэта.
Геннадий Лысенко – крупнейший представитель приморской поэзии, творчество которого сравнивают с творчеством Сергея Есенина, Павла Васильева, Николая Рубцова. Таким образом, в научный оборот вводятся поэтические материалы самобытного дальневосточного автора, впервые исследуется его художественный мир.
Геннадий Лысенко – крупнейший представитель приморской поэзии, творчество которого сравнивают с творчеством Сергея Есенина, Павла Васильева, Николая Рубцова. Таким образом, в научный оборот вводятся поэтические материалы самобытного дальневосточного автора, впервые исследуется его художественный мир.
Концепт – это ментальная единица, содержанием которой является результат осмысления человеком элемента действительности на основе этнического, социумного и индивидуального опыта. Концепт репрезентируется совокупностью языковых и речевых средств, основными из которых являются лексические, фразеологические и паремиологические единицы.
В структуре концепта можно выделить ядро, приядерную зону, ближайшую периферию и дальнейшую периферию.
Исследование концептов в художественной литературе заключается в контекстуальном анализе, включающем отбор ключевых слов.
Молчание рассматривается как речевое действие, как акт коммуникации, если оно имеет коммуникативное воздействие и за ним следует реакция. Звучание как речевое действие является основным в поэтическом тексте, так как первоначально появляется звуковой мотив, а потом слова.
Структура концептосферы молчание в русской языковой картине мира представлена ядром концепта - речевое действие, отсутствие слов; приядерной зоной: родственные слова; синонимы, антонимы; ближайшей периферией (пословицы и фразеологизмы) и дальней периферией - репрезентации концепта молчание в русской художественной литературе.
Структура концептосферы молчание в стихотворениях Г.Лысенко включает ядро концепта - субъект молчания, чаще всего я (лирический герой). Источник (причина) молчания – любовь, смертельная болезнь. Атрибутивная характеристика молчания (примеры/объяснения) - твои недомолвки. Приядерная зона: слова, родственные слову молчание: молчу, молча, умолчание; синонимичные: недомолвки. Ближайшая периферия: Не мог связать в ответ им пары слов. Дальняя периферия демонстрирует концептуализацию речевого действия молчание/звучание через соположение с основными концептами картина мира Г. Лысенко: «жизнь», «любовь», «смерть», «одиночество», «тоска», «времена года». В результате концептуальная картина мира Г. Лысенко представлена следующим образом: молчание - это смерть, любовь, тоска, одиночество, время года (зима); звучание - это жизнь, лето, зима.