50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Документальное кино и виртуальная реальность: иллюзия присутствия

Наталия Юрьевна Евграфова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

документальное кино, виртуальная реальность, погружение, иммерсивность

Тезисы

Виртуальная реальность представляет собой инструмент, с помощью которого могут создаваться как игровые, так и неигровые фильмы различной сложности.
Для того, чтобы отнести тот или иной фильм к игровому или неигровому, исследователи прибегают к комплексу подходов и характеристик, присущих тому или иному жанру, подчеркивая, что, во-первых, ни один подход или список характеристик не является исчерпывающим, во-вторых, отдельно взятая характеристика не может быть единственным основанием для того, чтобы считать кино игровым или неигровым. Когда речь заходит о фильмах в виртуальной реальности, те же критерии успешно применяются при учете их подвижности и допущении того, что неспецифическая характеристика может стать средством выразительности. Так, документальное кино, как правило, отличается наиболее тесной связью с действительностью, наличием реальных людей, событий и мест, оно не требует от зрителя погружения в воображаемый мир, оно рассказывает о существующем мире.
Примером документального фильма с использованием технологии виртуальной реальности является фильм «Облака над Сидрой» (2015), виртуальная реальность в нем построена на основе документального материала, реального места, главная героиня представляет саму себя, речь идет об актуальной проблеме, но зритель должен принять правила игры и вообразить свое присутствие в лагере беженцев здесь и сейчас. Иллюзия присутствия становится ключом к погружению в документальный материал и его проблематику. 
В контексте виртуального пространства и времени особый интерес вызывает вопрос монтажа, поскольку при создании виртуального пространства используется материал с большого количества источников и главная задача, как в «Облаках над Сидрой», заключается в создании непрерывного пространства, позволяющего зрителю ощутить и наиболее полно вообразить свое присутствие в данном пространстве. А связь между блоками пространства и, соответственно, временная протяженность почти никак визуально не выстраивается, во времени разворачивается только рассказ героини и путешествие зрителя, смена точек происходит с помощью эффекта затемнения экрана, который символизирует движение. В результате этого возникает специфическое виртуальное время, которое тесно связано с временем реальным, но позволяет делать «прыжки» в виртуальном пространстве. 
Монтаж в фильмах, подобных «Облакам над Сидрой», направлен не столько на создание временной протяженности, сколько на создание виртуального пространства, в которое человек может погрузиться и которое он может исследовать по заданному сюжету, подобно компьютерной игре; ключевой характеристикой здесь становится иллюзия присутствия, которая позволяет  зрителю ощутить себя в ином, но относящемся к действительности, пространстве и времени.