50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Современный поликодовый художественный текст: структура и семантика (на материале современного короткого рассказа)

Светлана Вадимовна Вяткина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-19
12:50 - 13:15

Ключевые слова, аннотация

поликодовый текст; креолизованный текст; синтаксическая структура текста; вербальный и визуальный компоненты;семантика текста 

Тезисы

Поликодовый (креолизованный) текст, т.е. вербальное синтаксическое образование с визуальным сопровождением, является объектом исследования психолингвистики [Креолизованный текст: Смысловое восприятие 2020] и журналистики [журнал «Медиалингвистика»]. Материал таких исследований - малоформатные рекламные тексты на различных языках, карикатуры, визуализация информации определяется как тенденция развития современного текста. В данном случае рассматривается малоформатный поликодовый художественный текст. Потенциал различных невербальных средств (метаграфемики) в формировании «плоскостной синтагматики текста» характеризуется на материале публицистических текстов, поэзии и художественной прозы [Шубина, Антошинцева 2005]. Прагматика метаграфемных средств (шрифтовое варьирование) – акцентуация определенных смыслов текста. На адекватное восприятие читателем содержания текста ориентированы как пунктуационные знаки (двойные скобки, кавычки, тире), выполняющие информативную функцию, так и участвующие в текстообразовании абзацирование, вертикальный и горизонтальный пробелы, отточие, различные графические приемы размещения компонентов текста на странице. Такое невербальное средство, как рисунок, сопровождающий текст, активизируется в связи с изменившимися каналами коммуникации и стремлением включить активность адресата текста при знакомстве с ним. Создание современного поликодового художественного текста - во многом вопрос будущего, хотя современные книги для маленьких детей в настоящее время демонстрируют сочетание вербального компонента с визуальным и аудиальным. Примером поликодового художественного текста является рассказ П.И. Филимонова «Искусство и жизнь» [Октябрь, 9 2015], вписанный в рисунок ладони художницей К. Кангро, который можно рассматривать как попытку усиления смысла художественного текста художником-соавтором. Минимальная по объему (19 синтаксических построений со знаками конца предложения) вербальная структура представляет собой пунктуационно оформленный диалог бытового характера (отражение жизни) с минимально распространенными и неполными предложениями, с парцелляцией. Прием остранения отражен сменой Я в комментарии ответной реплики на ОН. Автор пишет о муках творчества и эксплицирует их описанием жизненной ситуации, завершая текст фразой: «Так и не писал». Примитивная, на первый взгляд, организация текста интерпретируется художником на уровне глубинного смысла: морщинистая ладонь левой руки завершается пальцем-карандашом. Рисунок, в который вписан текст, отражающий восприятие смысла рассказа художником, задает и жанровое определение публикации – «рассказ с ладонь». Благодаря визуализации читатель воспринимает малоформатный текст как художественный и глубоко философский, поскольку подобный поликодовый текст становится сложным знаком.