Современный поликодовый художественный текст: структура и семантика (на материале современного короткого рассказа)
Светлана Вадимовна Вяткина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн
2022-03-19
12:50 -
13:15
Ключевые слова, аннотация
поликодовый текст; креолизованный текст; синтаксическая структура текста; вербальный и визуальный компоненты;семантика текста
Тезисы
Поликодовый
(креолизованный) текст, т.е. вербальное синтаксическое образование с визуальным
сопровождением, является объектом исследования психолингвистики [Креолизованный
текст: Смысловое восприятие 2020] и журналистики [журнал «Медиалингвистика»]. Материал
таких исследований - малоформатные рекламные тексты на различных языках,
карикатуры, визуализация информации определяется как тенденция развития
современного текста. В данном случае рассматривается малоформатный поликодовый
художественный текст.
Потенциал
различных невербальных средств (метаграфемики) в формировании «плоскостной
синтагматики текста» характеризуется на материале публицистических текстов,
поэзии и художественной прозы [Шубина, Антошинцева 2005]. Прагматика метаграфемных
средств (шрифтовое варьирование) – акцентуация определенных смыслов текста. На
адекватное восприятие читателем содержания текста ориентированы как
пунктуационные знаки (двойные скобки, кавычки, тире), выполняющие информативную
функцию, так и участвующие в текстообразовании абзацирование, вертикальный и
горизонтальный пробелы, отточие, различные графические приемы размещения
компонентов текста на странице. Такое невербальное средство, как рисунок, сопровождающий
текст, активизируется в связи с изменившимися каналами коммуникации и
стремлением включить активность адресата текста при знакомстве с ним. Создание
современного поликодового художественного текста - во многом вопрос будущего,
хотя современные книги для маленьких детей в настоящее время демонстрируют
сочетание вербального компонента с визуальным и аудиальным.
Примером
поликодового художественного текста является рассказ П.И. Филимонова «Искусство
и жизнь» [Октябрь, 9 2015], вписанный в рисунок ладони художницей
К. Кангро, который можно рассматривать как попытку усиления смысла
художественного текста художником-соавтором. Минимальная по объему (19 синтаксических
построений со знаками конца предложения) вербальная структура представляет
собой пунктуационно оформленный диалог бытового характера (отражение жизни) с минимально
распространенными и неполными предложениями, с парцелляцией. Прием остранения отражен
сменой Я в комментарии ответной реплики на ОН. Автор пишет о муках творчества и
эксплицирует их описанием жизненной ситуации, завершая текст фразой: «Так и не
писал».
Примитивная,
на первый взгляд, организация текста интерпретируется художником на уровне
глубинного смысла: морщинистая ладонь левой руки завершается пальцем-карандашом.
Рисунок, в который вписан текст, отражающий восприятие смысла рассказа
художником, задает и жанровое определение публикации – «рассказ с ладонь». Благодаря
визуализации читатель воспринимает малоформатный текст как художественный и
глубоко философский, поскольку подобный поликодовый текст становится сложным
знаком.