Оптатив и императив в выражении представлений о власти в публицистическом тексте начала XVII вв.
Татьяна Витальевна Михайлова
Докладчик
доцент
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
195 (МСТимз)
2022-03-19
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Формы оптатива и императива; оценка, публицистика Смутного
Времени; представления о власти
Тезисы
Изучение представлений о власти в русском обществе начала XVII века на основе анализа релевантных для этого текстов публицистики — текстов
Смутного Времени, актуально, на взгляд автора настоящей статьи, еще и в
контексте сегодняшних реалий.
Описываются функции оптативов и императивов в текстах, которые отражают
искания в области русской доктрины власти.
Анализируются контексты из повестей Смутного Времени. Их авторы были современниками
событий, их оценки построены на различных точках зрения, некоторые книжники
оправдывают своё (то или иное) поведение в эпизодах Смуты. Достаточно часто в императивных
и оптативных конструкциях субъектом становятся демократические народные
сообщества.
Взаимодействие императивов и модальной семантики обусловлено включением описаний
каузации, способов контроля ситуаций. Оптатив же отличен по формам каузации, не
предполагает контроль со стороны Говорящего.
Цель сообщения — рассмотрение оптативной, императивной и оценочной семантики
да-конструкций, например: «…на волю
их, да поставят на государство Московское Бориса». Уже в начале XVII века такие конструкции воспринимаются как
архаизированные формы.
Нами выделяется оптативный императив (В.Б. Касевич в нем видит делегированное
побуждение). Да-конструкция =
оптативный императив используется, к примеру, в описании
избрания царем Бориса Годунова. Поскольку тексты появились (и далее
редактировались) после 1613 года, это происходит на фоне невыгодного сравнения
вышеназванного избрания с венчанием на царство Михаила Романова.
В «Ином сказании»: «И таковым лукавством на милость ея обратиша, яко чающе
истинное всенародная множества радение к нему …дает им на волю их, да поставят
на государство Московское Бориса».
Отмечается способ воздействия на настроение толпы — организованные Борисом
Годуновым крики: «Народи же излиха вопияху страшным гремением: овии от
препростого ума своего, овии же научени быша, другии же страха ради, да вси
единогласно вопиютъ, дабы хоругви царства удержал».
В текстах об избрании Шуйского: «Государь великий болярин князь Василей
Ивановичь, не мы тебя избираем, но Бог тебя изобрал нам за твое к Богу великое
страдание и терпение».
Императивные и оптативные смыслы переплетаются. В рассмотренных контекстах делегированная
каузация позволяет передать тонкие смыслы косвенного побуждения.
Интересен фактитивный императив, выражающий благословения или проклятия (Н.Р.
Добрушина рассмотрела его на материале кавказских языков с их формами для пожелания
добра и зла). Можно сравнить с древнерусскими конструкциями: «Аще кто благоверен
и благочестив хощет быти, да с радостию придут слова слушать Божия».
Итак, да-конструкции при всем разнообразии
материала целенаправленно используются книжниками, когда необходимо скрыть
прямую
каузацию.